Статьи

Воители джихада: как террористы из Сирии перестали быть главным злом

Воители джихада: как террористы из Сирии перестали быть главным злом

3 апреля в Санкт-Петербурге на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт" в вагоне поезда взорвалось самодельное устройство. Погибли 14 человек, около 50 получили ранения. Генпрокуратура признала это терактом. Чуть позже заявили, что его, возможно, совершил уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Пока что никто не взял на себя ответственность за этот теракт. Это странно, так как "Исламское государство"* обычно делает заявление в таких случаях в течение суток. Но точно известно, что террорист совершил самоподрыв из исламистских побуждений. Петр Дергачев - о том, какую опасность представляет именно такой "неорганизованный" террор.

Следует говорить именно о "неорганизованном" терроре, о рядовых сторонниках ИГ, так как возвращение из Сирии группы боевиков, которые сумели бы залечь на дно в Северной Пальмире и устроить взрывы, — это хотя и не из разряда фантастики, но достаточно маловероятно на данный момент. Скорее всего по результатам расследования окажется, что на взрывы 22-летнего Акбаржона Джалилова толкнула пропаганда "Исламского государства"*, с которой он ознакомился в Интернете (в частности, по некоторым данным, в последнее время террорист использовал в первую очередь Telegram, где такого "добра" навалом). Не секрет, что в последних видеороликах и на страницах журнала "Румия" террористы прямо призывают своих сторонников по всему миру убивать "неверных" любыми способами, пытаясь спровоцировать волну террора в тех странах, которые активнее всего борются с группировкой в Сирии. В списке этих стран находится и Россия. Сегодня доморощенным террористам достаточно просмотреть несколько видеороликов, прочитать статью в журнале, а затем найти рецепт взрывчатки в Telegram-канале, чтобы устроить взрыв.

Тенденция в пропаганде "Исламского государства"* понятна: в то время, когда группировка терпит одно поражение за другим в Сирии и Ираке, боевикам необходимо масштабировать свою деятельность, а также не дать сторонникам разувериться в успешности их действий. И теракты — один из главных способов поддержания имиджа грозной исламистской группировки. Ясно также, почему ставка делается именно на доморощенных "воителей Джихада": когда теракты совершаются 22-летними фанатами "чистого ислама", группировка тратится только на производство пропагандистских материалов. В таком случае "Исламского государству" не надо отправлять куда-либо группу из нескольких террористов, которые рискуют быть раскрытыми в любой момент. Достаточно просто призвать убивать "неверных", подкрепив этот призыв несколькими цитатами из Корана и хадисов.

При этом, что особенно удобно для террористов, по всему миру, как грибы после дождя, появляются наиболее активные группы сторонников группировки. Если еще год-полтора назад такие люди уезжали в Сирию, чтобы влиться в ряды ИГ*, то сегодня, когда дорога к боевикам им закрыта, они все чаще начинают прибегать к активным действиям у себя дома. Этих людей достаточно сложно идентифицировать, если, конечно, они не ведут активной жизни в интернете, публикуя на своих страничках ту самую пропаганду, которая их вдохновляет. И не поможет тут даже "пакет Яровой", потому что в большинстве случаев террористы не контактируют с исламистами в Сирии и Ираке, не получают от них указаний и самостоятельно определяют цели для своих атак. Такой терроризм особенно опасен, потому как террориста в таком случае гораздо труднее распознать и обезвредить до совершения атаки.

Возьмет на себя ответственность "Исламское государство"* или нет — вопрос времени. Но в любом случае надо понимать, что взрыв устроило не "Исламское государство" и не какая-либо иная террористическая организация, а повар в суши-баре, которому вскружила голову романтика джихада. К сожалению, таких террористов будет все больше, и опасаться стоит именно их, а не террористов, которые возвращаются из Сирии.

  • * ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ