Мнение

День единства: как праздник 4 ноября вошел в народный календарь

День единства: как праздник 4 ноября вошел в народный календарь

Россия отпраздновала День народного единства. По всей стране прошли гулянья, фестивали, спортивные соревнования, конкурсы, мастер-классы и квесты. По традиции президент Владимир Путин возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади, а потом вручил премии за вклад в единство российской нации и ордена Дружбы иностранцам за заслуги в укреплении мира и взаимопонимания между народами. Дмитрий Лекух — о празднике и о том, какое место он занял. 

История вообще-то девушка довольно ироничная: поначалу День народного единства был праздником, строго говоря, "не традиционным". События 1612 года казались далекими, скепсис относительно "приживется-не приживется" был, что уж скрывать. Но, как оказалось, опасения были напрасными: День народного единства неожиданно стал вполне востребован даже не столько властью, сколько самим народом России, и органично вошел в так называемый "народный календарь". 

Повод для празднования, изначально, что называется, "рэндомный", оказался в изменившихся условиях символически востребован как никогда. Для нас, нынешних, конец уже нашего "смутного времени" (от перестройки 80-х до окончания перестрелок нулевых) оказался так же важен. А исторические параллели "истории русских смут" тут просто очевидны. 

Процитирую древний "краткий летописец": 

Приходиша в Нижний Новгород князь Дмитрий Михайлович Пожарский, где собраша войска и приходил под Москву. А с ним был товарищ нижегородец посадский выборный человек Козма Минин, и стали они там для очищения Московского государства.

И вот в этой вот фразе, "для очищения Московского государства", для окончания великой смуты прошлого столетия и смуты, по-прежнему сидящей в головах, и необходим народу этот изначально "придуманный" праздник. Неожиданно, есть такое мнение, даже для авторов проекта он нашел свое органическое место в народном сознании: да, немного не там, где изначально предполагали.

Сейчас в народе даже на бытовом уровне незаметно укореняется выражение "ноябрьские праздники" по типу "майских". Где уж совсем немыслимая в условиях капиталистического государства "красная пасха" первомая как-то совсем легко и непринужденно "уживается" с главным праздником нашей страны последних десятилетий — Днем Победы. Который тоже, кстати, изменил в последние годы место в общественном сознании: сколько бы его некоторая часть лидеров общественного ни пыталась навязать как "день памяти и скорби", он все равно остался "днем рождения нации", если хотите. "Бессмертный полк" — это отнюдь не только про память, это марш и парад победителей. А это несет совсем иной экзистенциальный посыл, согласитесь.

И "ноябрьские праздники", хочется в это верить (да и все к этому идет) со временем будут в народном сознании начинаться Днем народного единства, а заканчиваться, возможно, Днем национального примирения, для которого как никогда лучше подходит дата годовщины Великой русской революции: события грандиозного, великого и трагического одновременно, символизирующего, по сути, всю нашу непростую историю ХХ столетия, как она есть. Как для той же Франции символичен день 14 июля. Хотя, казалось бы, где та Бастилия и где нынешняя Пятая Республика...

Да и "брать"-то ее, Бастилию, в свое время, по свидетельству тогдашнего инициатора похода Камилла Демулена, особо никто не хотел. Просто был нужен символ — и он у французов появился. Кстати, сам Демулен некоторое время спустя был так же, как и Бастилия, выпилен из истории Великой французской революции на гильотине вместе со своим другом Жоржем Дантоном. История, повторюсь, иронична. 

Нынешний праздник, можно уже смело констатировать, состоялся. И дело вовсе не в многочисленных мероприятиях, проходящих по всей стране, включая официальное президентское возложение цветов к памятнику "пресекателей Смуты гражданина Минина и князя Пожарского", и не в концертах и фестивалях (многие из которых, надо отдать должное, даже весьма симпатичные). А в своеобразном "народном календаре", куда этот праздник по факту как-то довольно органично вошел и занял в нем свое законное место.

Очень уж тема у него оказалась подходящая именно для народного сознания: единство как метод "очищения Московского государства". И празднование Казанской иконы Божьей матери нам тут только в помощь. Как справедливо, хоть и в "злую шутку", заметил в свое время русский фельдмаршал и немец по происхождению Христофор Миних: "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".

А если серьезно, то все это — от цветов, возложенных Путиным к памятнику Минину и Пожарскому, до праздничного шествия в Саранске и "Хоровода единства" в Орле или ярмарки народных промыслов в Кургане — в сущности об одном и том же. О том, зачем "выборный человек" Козьма Минин и блистательный аристократ князь Дмитрий Пожарский и шли тогда на Москву: о народном единстве и "стоянии для очищения Московского государства". Наша земля, наша страна и наш единый многонациональный народ — очень сложная, мозаичная, полиэтническая гражданская нация, которая может уберечь для себя все эти гигантские просторы от Прибалтики до Владивостока только в том случае, если будет по-настоящему сильна и едина. В конце концов, наша великая и одновременно трагическая история дает нам определенные преимущества: например, она приучила нас не бояться трудностей. Да и альтернативы-то у нас никакой и нет.