Санкции Запада в отношении российской Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) не привели к заметному оттоку подключенных к ней иностранных банков, рассказала первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова.
Она связана это с тем, что заинтересованные в работе с СПФС иностранные игроки были готовы к такому сценарию.
"Участники, которые подключались, продолжают подключаться. Я думаю, в большинстве своем [они] предполагали такое развитие событий, поэтому мы видим, что большинство участников остались в системе работать", - цитирует Скоробогатову РБК.
Зампред ЦБ уточнила, что банки имеют возможность работать по альтернативным каналам связи через системы дистанционного банковского обслуживания либо взаимодействуя напрямую.
"Мы все варианты поддерживаем. Но что касается СПФС, то система продолжает функционировать", - добавила она.
Российский аналог бельгийской SWIFT впервые попал под санкции Евросоюза 24 июня. Брюссель в 14-м пакете рестрикций запретил европейским банкам и компаниям подключаться к СПФС и "эквивалентным" службам передачи финансовых сообщений, созданным ЦБ РФ, а также совершать транзакции с организациями из третьих стран, использующими СПФС за пределами России. Исключения сделаны для дочерних структур европейских банков, работающих в России и задействованных в проведении платежей за российский энергоносители.
24 июня Евросоюз утвердил 14-й пакет антироссийских санкций, в него вошли меры против "теневого флота" и запрет на транзит российского СПГ через европейские порты. Ключевым аспектом нового пакета стала борьба с обходом действующих рестрикций: уточнено определение самого "обхода", на европейские компании наложено обязательство контролировать вовлеченность собственных дочерних структур, действующих в третьих странах, в экспорт чувствительных технологий в Россию.
В целях борьбы с обходом антироссийских санкций ЕС в конце июня ввел также ограничения против Белоруссии, копирующие рестрикции против РФ.