Мнение

Эфиопская "бомба": почему полиция Израиля боится дать жесткий ответ протестам

Эфиопская "бомба": почему полиция Израиля боится дать жесткий ответ протестам

В Израиле идут протесты эфиопской общины. Тысячи человек вышли против полицейского произвола. Они утверждают, что страж порядка намеренно застрелил подростка, потому что он черный. Пострадали 150 человек. Движение по основному израильскому шоссе пришлось перекрывать. Кирилл Бенедиктов — о том, почему эти протесты представляют серьезную угрозу для Израиля.

Израиль лихорадит уже несколько дней. Все началось с того, что вечером 30 июня в пригороде Хайфы Кирьят-Хаиме подралась группа местной молодежи. Дерущиеся принадлежали к одной из самых криминализированных групп населения Израиля — эфиопским евреям.

Проходивший мимо полицейский попытался остановить драку. Оперативник был не при исполнении, одет в штатское, поэтому его никто не стал слушать. Наоборот, как это зачастую бывает, участники драки мгновенно забыли о своих разногласиях и напали на непрошеного миротворца. Они стали бросать в него камни, тогда полицейский использовал табельное оружие.

Дальше версии расходятся. Сам оперативник утверждает, что стрелял в землю, но пуля, вероятно, попала в одного из участников потасовки. Сами драчуны говорят о другом: якобы полицейский преследовал их товарища и застрелил его специально. Так или иначе, после выстрелов участники драки разбежались, а на земле остался лежать 19-летний Соломон Така. Полицейский вызвал "скорую", но спасти подростка не удалось.

На следующий день в Израиле начался ад. Акции протеста охватили многие города, где компактно проживают репатрианты из Эфиопии. Агрессивная толпа собралась у дома министра внутренней безопасности Гилада Эрдана, требуя немедленно арестовать полицейского, который убил Така. Полицейский был задержан и допрошен, однако впоследствии отпущен под подписку о невыезде.

Гилад Эрдан объясняет действия полиции

2 июля на улицы израильских городов вышли десятки тысяч протестующих. Манифестации, до того относительно мирные, переросли в беспорядки: от Эйлата на юге до Кирьят-Шмоны на севере эфиопы перекрывали трассы, блокируя перекрестки и развязки. Было парализовано движение на шоссе Аялон и Трансизраильском шоссе номер 6. В Иерусалиме был заблокирован знаменитый Струнный мост (Арфа Давида).

Но простое перечисление дорог и инфраструктурных объектов не может дать представления о том ужасе, который творился в городах Израиля 2 и 3 июля. Протестующие поджигали автомобили и автобусы, громили остановки общественного транспорта. В Тель-Авиве толпа едва не линчевала водителя, попытавшегося проехать через блокированный перекресток. Полицейским удалось его отбить, но и они сами, и водитель были госпитализированы с ранениями, а автомобиль сожжен.

Там же, в Тель-Авиве, разбушевавшиеся "манифестанты" забросали камнями и металлическими прутьями пожарную машину, тушившую подожженный автомобиль. На шоссе Аялон был зверски избит проезжавший мимо протестующих мотоциклист, а его мотоцикл скинули с моста. На въезде в Ашдод был серьезно ранен брошенным камнем случайный водитель.

Вечером 2 июля запылали уже патрульные автомобили полиции. Демонстранты предприняли попытки прорваться в полицейские участки Хайфы, Реховота и Ришон ле-Циона. В них бросали петарды и дымовые гранаты. На въезде в Афулу демонстранты подожгли придорожный кустарник и ранили камнем сотрудника полиции, который был вынужден после этого открыть стрельбу в воздух. На развязке Гиват-Ольга был ранен сотрудник полиции, а на развязке Полег и в Ашдоде сожжены патрульные автомобили. В Кирьят-Малахи были повреждены все автомобили полицейского участка.

Только после этого полиция, видимо, получив соответствующий приказ, начала принимать решительные меры по разблокированию трасс и задерживать нарушителей порядка. Как пишет израильская пресса, "многие граждане были возмущены тем, что до позднего вечера 2 июля полиция не предпринимала решительных действий для наведения порядка".

Всего за "черный вторник" получило травмы разной степени тяжести более 150 человек, большая часть из которых — сотрудники полиции, медики, пожарные, журналисты. Среди самих бунтующих эфиопов пострадавших было мало.

В ночь со 2 на 3 июля премьер-министр Биньямин Нетаньяху выступил с обращением: 

Мы все скорбим по поводу трагической гибели Соломона Таки. Мы соболезнуем семье, соболезнуем эфиопской общине. Она дорога мне, дорога нам. Это не пустые слова. Я знаю, что существуют проблемы, которые еще предстоит решить. Мы много над этим работали, и нужно продолжать. Но я прошу вас об одном: прекратите перекрывать дороги. Мы — правовое государство, мы не потерпим перекрытия дорог. Я прошу вас, давайте вместе решать проблемы, соблюдая при этом закон.
Фото Т. Ньюберг

Третий день протестов был даже более массовым, чем предыдущий, но беспорядков в целом стало меньше, полиция в основном контролировала ситуацию. Израильское общество постепенно стало приходить в себя, пытаясь осмыслить суть происходящих событий.

Репатриантов из Эфиопии в Израиле много. По официальным данным, около 135 тысяч. Впервые приезжающих в эту страну удивляет количество чернокожих израильтян явно не семитского типа, работающих на стройках, в магазинах или просто слоняющихся по улицам (в некоторых кварталах таких большинство).

Когда-то в Эфиопии по соседству с местным, преимущественно христианским, населением (оромо и амхара) жило немало исповедующих иудаизм эфиопов-фалаша, а также потомков пришедших туда из древнего Израильского царства подданных царя Соломона.

Долгое время израильтяне не считали их полностью "своими", но в 1975 г. Главный раввинат Израиля признал принадлежность эфиопских евреев к еврейскому народу, и вскоре было принято решение разрешить их репатриацию. Израиль провел несколько масштабных операций ("Моисей" в 1984-85 гг., "Соломон" в 1991-м), в результате чего большая часть эфиопских евреев оказалась репатриирована и спасена от ужасов бушевавшей тогда в Эфиопии гражданской войны и голода.

Полностью массовая репатриация эфиопских евреев в Израиль была завершена совсем недавно. В последнюю очередь были вывезены из Эфиопии потомки крещеных евреев-фалашмура, которых, впрочем, было очень много. Их в Израиле были рады видеть далеко не все: ультрарелигиозные организации заявляли протест, утверждая, что потомкам отступников нечего делать в Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Но фалашмура оказались очень активной группой: они стали проводить многочисленные демонстрации и митинги с требованием разрешить въезд оставшимся в Африке обращенным в христианство эфиопским евреям, и под их давлением правительство было вынуждено вновь разрешить репатриацию. 

В конце концов в 2013 г. было официально объявлено, что массовая репатриация из Эфиопии завершена, теперь все прошения будут рассматриваться лишь в индивидуальном порядке. Такая жесткая позиция объяснялась тем, что в Эфиопии, как и в других африканских странах, очень высокая рождаемость. Каждый еврей там имеет десятки, а то и сотни родственников, причем их число постоянно растет. По официальным оценкам, в Эфиопии осталось не более 8 тысяч евреев, но израильские алармисты уже посчитали, что потенциально на въезд в Израиль может претендовать гораздо большее число граждан этой страны, связанные с уже выехавшими той или иной степенью родства. По-видимому, теперь, после июльских протестов, шансы на возобновление репатриации из Эфиопии сократились почти до нуля.

Протестующие перекрыли дорогу и жгут покрышки

Вместо того, чтобы испытывать благодарность к новой родине, молодое поколение эфиопских репатриантов воюет с полицией Израиля и пишет в соцсетях "Жаль, что Гитлер с вами не покончил". Но еще более удивительным выглядит "травоядность" обычно очень жестких израильских властей. Вместо того, чтобы решительно подавить эфиопский "майдан" в зародыше, израильские официальные лица мямлят что-то о праве на законный протест и необходимости найти баланс между правами протестующих и правами общественности.

Причин этой необычной сдержанности как минимум три. Во-первых, приближаются повторные досрочные выборы в Кнессет (17 сентября). После того, как Нетаньяху не удалось сформировать коалиционное правительство, парламент объявил о самороспуске, сейчас страна живет фактически без законодательной власти. Нетаньяху в этой ситуации должен всеми силами избегать шагов, которые могут быть интерпретированы как злоупотребление "диктаторскими" полномочиями.

Во-вторых, репатрианты-фалаша все-таки иудеи. Конечно, наиболее радикально настроенные израильтяне считают их "дикарями", которых надо поскорее отправить "обратно в Африку", но с точки зрения религиозных авторитетов это полноправные евреи. Поэтому с ними нельзя обходиться так, как с арабами из Газы или Палестинской Автономии.

И в-третьих, что немаловажно, любые репрессии в отношении чернокожих в Израиле будут очень негативно восприняты главным другом этой страны — Соединенными Штатами Америки.

В самих США с чернокожими хватает проблем. Движение Black lives matter ("Черные жизни имеют значение") уже давно стало важным фактором политической жизни страны. А начиналось оно когда-то с протестов из-за нескольких застреленных полицейскими черных подростков.

Фото убитого Соломона Таки на одной из акций протеста

Сейчас либеральная американская пресса с удовольствием проводит аналогии между теми убийствами и гибелью Соломона Таки в Хайфе. LA Times пишет о том, что после инцидента 2015 г., когда израильский солдат Дамас Пакада был жестоко избит двумя полицейскими, специальный комитет Минюста Израиля установил, что полиция несоразмерно преследует израильтян эфиопского происхождения, причем число арестов и тюремных заключений среди эфиопских репатриантов выше, чем у других израильтян.

"Трудно быть черным в Израиле и ходить, чувствуя себя в безопасности", — сокрушается LA Times. Не добавляя, разумеется, ни слова о том, что, как и в США, чернокожие в Израиле являются самой криминогенной этнической группой, предпочитающей не работать, а жить на пособия.

А поскольку говорить о корнях проблемы нельзя из соображений политкорректности, надежд на то, что она будет разрешена — не загнана вглубь, не замаскирована красивыми предвыборными обещаниями — увы, немного. А это означает, что "эфиопская бомба" для Израиля может взорваться еще не раз.