4 ноября Россия празднует освобождение от поляков в 1612 году. В этот день прославляют один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое заступничество во время Смутного времени и стала символом династии Романовых и народного ополчения. Владимир Тихомиров рассказывает историю обретения этой иконы и о ее особом значении в XVII веке.
Пожар в Казани и сон Матрены
Лето 1579 года выдалось жарким. Солнце палило так, будто бы сами Небеса хотели выжечь российские деревни и грады нестерпимым огнем, и каждый день в белокаменных церквах собирался весь православный народ на молебны о чудесном даровании дождя. Молились и в Казани, но там вместо дождя вдруг полыхнуло пламенем – таким, что весь город выгорел дотла.
Сначала полыхнуло в каком-то старом доме возле церкви Николы Тульского на Гостином дворе. В считанные минуты огонь перекинулся на соседние здания, потом – на сам Кремль Казанский. Долгие часы полыхало зарево, и к утру следующего дня от цветущего города осталось одного пепелище. Оплакав и похоронив погибших, погорельцы начали отстраиваться заново.
И тут город облетело известие, что 9-летней Матрене, младшей дочери стрелецкого сотника Даниила Онучина, во сне явилась сама Богородица.
Снится мне свет, такой яркий свет, что ярче солнца во много-много раз. И прямо из этого света выступила женщина неземной красоты в одеждах синее самого неба. Я смотрю, а это сама Богородица. Скажи, говорит мне Богородица, отцу, чтоб копал под печью дома, где занялся пожар, - рассказывала девочка.
Конечно, сначала ей никто не поверил. Но когда сон повторился в третий раз, сотник Данила Онучин кликнул молодцов и пошел искать тот дом, с которого и начался пожар. Пришли на пепелище, начали копать.
И точно – на глубине в один метр под останками избы вдруг обнаружился тайный каменный подвал, давным-давно замурованный. В подвале не было ничего, кроме полочки с лампадкой, на которой и стояла старинная икона Богородицы, похожая на греческую икону Богоматери-Одигитрии ("указующая путь" в переводе с греческого языка: Дева Мария на этих иконах держит Младенца Иисуса не в правой, как обычно, а в левой руке, а правой рукой показывает людям путь к Богу). Но только на Казанской иконе младенец Христос не просто сидел на руках, прильнув к матери, а будто бы стоял на ее руках, готовый пойти в путь.
Надо сказать, что на Руси прежде таких икон не было. Образцом для русских иконописцев была Владимирская Богородица – по церковному преданию, эту икону написал сам евангелист Лука, а на Русь икона попала из Византии в начале XII века. Ее подарил Юрию Долгорукому Патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И она стала покровительницей старой московской династии Рюриковичей. Юрий Долгорукий привез ее в Киев, оттуда она попала во Владимир, далее в Москву, а ныне Владимирская икона находится в Третьяковской галерее.
Интересно, что и первая икона Богоматери-Одигитрии также была выполнена евангелистом Лукой, но большого распространения она не получила – тогда считалось, что икона Одигитрии была покровительницей самого Константинополя. Поэтому ее почитали все греки. Как такая икона попала в таинственный подвал в центре Казани – загадка.
Возможно, этот подвал был тайной молитвенной комнатой какой-то христианской общины, существовавшей в Казани еще до взятия города русскими войсками – известно ведь, что первые христиане молились в катакомбах.
Так или иначе, но весть о чудесном обретении иконы пронеслась по Казани быстрее молнии. Измученным горожанам нужен был знак того, что Господь не оставил православный народ своим вниманием, и тысячи людей приходили в храм святителя Николая Тульского, в котором была выставлена новообретенная икона.
Вскоре уже сам Казанский архиепископ Иеремия перенес икону в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Икону прозвали чудотворной, после того как во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца. И 8 июля 1579 года был установлен общецерковный праздник Явления Казанской иконы.
На месте же подвала был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого и стала Матрена Онучина, принявшая имя Мавры. Но на этом история не заканчивается.
Икона в ополчении
Настоятелем храма Николы Тульского, возле которого и была найдена икона, в то время был молодой и амбициозный отец Ермолай, который очень скоро стал приближенным епископа Иеремии. И даже его преемником. В 1587 году Ермолай приехал в Москву и постригся в монахи в Чудовом монастыре под именем Гермоген. Уже на следующий год он стал игуменом Преображенского монастыря в Казани, еще через год возведён в сан епископа и поставлен первым митрополитом вновь образованной Казанской и Астраханской митрополии.
В 1606 году Гермоген стал уже Патриархом всея Руси. Это было непростое время для России: в начале 1598 года умер Федор Иоаннович, и власть перешла к брату его жены – боярину Борису Годунову. Его основной конкурент – боярин Федор Романов - стал готовить переворот. Но заговор был раскрыт. С заговорщиками поступили весьма гуманно: Федор Романов был обвинен в колдовстве, пострижен в монахи под именем Филарет и отправлен в дальний Сийский монастырь на Северную Двину. Но ненадолго: когда Лжедмитрий I будет провозглашен царем, Филарет Романов станет митрополитом Ростовским.
Вскоре политика затронула и самого патриарха Гермогена. В 1610 году после свержения Василия Шуйского с престола к власти пришла Семибоярщина. На престол было решено пригласить польского королевича Владислава. Патриарх Гермоген, скрепя сердце, поддержал это решение, но с условием перехода королевича в православие.
Владислав сначала согласился, но потом отказался, и Гермоген перешел в жесткую оппозицию к полякам. Он стал писать воззвания к русскому народу, призывая его на борьбу, за что поляки его насильно свели с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре, а там уже уморили голодом.
Именно в монастыре Гермоген и вспомнил о чудотворной иконе, обретенной в Казани: как из огня пожара возродилась вера в сердцах людей, так и из пожарищ Смутного времени возродится новая Россия.
И из своего заключения Гермоген приказал отправить к князю Дмитрию Трубецкому, который тогда возглавил сопротивление полякам, крестный ход из Казани с образом той самой Казанской Богородицы.
Икона оставалась в лагере Трубецкого до конца 1611 года, а потом была отправлена назад. Но в Ярославле ходоки встретились с войсками князя Пожарского, двигавшимися из Нижнего Новгорода. Пожарский велел написать копию иконы и с нею отправился на штурм Москвы. Так Казанская икона Богородицы стала новым символом народного ополчения.
22 августа 1612 года у Новодевичьего монастыря началось решающее сражение Второго ополчения с войсками гетмана Ходкевича, которое завершилось поражением польских войск, несмотря на их численное превосходство. Вскоре были захвачены укрепления Китай-города и начались переговоры о сдаче Кремля. Уже 27 октября народное ополчение торжественно вступило в Кремль, а Казанская икона была поставлена в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке. По инициативе князя в Москве был установлен и новый праздник Казанской иконы – 22 октября. То есть 4 ноября по новому стилю.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича праздник Казанской иконы, которая стала новой покровительницей России и династии Романовых, был установлен "во всех городах по вся годы".
Вскоре по всей стране появились сотни Казанских храмов, тысячи списков с иконы, многие из них тоже прославили себя чудесами. Например, стал знаменитым Петербургский список, который принадлежал царице Прасковии Федоровне. Царь Пётр I построил для этой иконы в новой столице помпезный Казанский собор. Перед ней император молился накануне Полтавской битвы. В 1812 году Кутузов принёс Петербургской Казанской иконе трофейное серебро. Но и на этом история чудесной иконы не заканчивается.
Из огня пришла - в огонь и ушла
Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник найденной иконы, но большинство церковных историков были уверены, что она все эти годы находилась там, где и должна была быть – то есть в Казанском Богородицком монастыре.
Но в ночь на 29 июня 1904 года Богородицкий монастырь был ограблен. В числе похищенных вещей оказалась и Казанская икона Богородицы – грабители позарились на ее драгоценный оклад.
Вскоре похитителя схватили – им был некий Варфоломей Чайкин, крестьянин двадцати восьми лет, который утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи.
Впоследствии он не раз менял свои показания. Возникало много версий о том, что на самом деле настоящую икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.
Но правда состоит в том, что икона действительно исчезла в пламени – как из огня пришла, в огонь и ушла.