ЦИК России изучила практику наблюдения на выборах в разных странах и пришла к выводу о том, что общественное наблюдение в том масштабе, в котором оно существует в России, ни в одной стране мира не применяется.
По мнению председателя НОМ Александра Брода, при всем при этом институт общественного контроля за избирательными процессами в России не останавливается в своем развитии. Его мнение публикует сайт НОМ.
Согласно данным telegram-канала ЦИК России, законодательно общественное наблюдение закреплено только в Республике Беларусь, Сербии и Болгарии. Однако ни в одной из этих стран общественное наблюдение не применяется настолько масштабно, как в России – на всех этапах голосования и при проведении всех его существующих видов.
В Белоруссии наблюдатели могут назначаться трудовыми коллективами, общественными организациями и группами избирателей. В Сербии институт общественного наблюдения появился только в 2022 году и еще находится в стадии развития.
Чаще всего право назначения наблюдателей за рубежом предоставлено непосредственным участникам выборов: партиям, политическим коалициям, кандидатам или избирателям. В Австрии, Франции и Турции наблюдателями могут стать только представители политических партий и кандидатов, участвующих в выборах.
В США общественное наблюдение предусмотрено лишь в восьми штатах, в остальных контроля за процессом не существует.
На данный момент самый большой прогресс в наблюдении можно увидеть в Эстонии и России. Здесь общественное наблюдение предусмотрено даже в рамках дистанционного электронного голосования (ДЭГ).
Председатель НОМ, член СПЧ Александр Брод напоминает, что в этом году институт общественного контроля на выборах отметил в России свое пятилетие.
"У нас в стране создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике. В наблюдении задействованы сотни тысяч наблюдателей, представляющих тысячи общественных организаций и движений; разработана эффективная система обучения и методического сопровождения подготовки наблюдателей; создана организационная, правовая и информационно-коммуникационная инфраструктура обеспечения общественного контроля", - отметил эксперт.
По его словам, важно также, что в России выстроена система, включающая совместную деятельность различных институтов гражданского общества: общественных палат, экспертного сообщества, правозащитных структур, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, вовлеченных в работу по наблюдению и общественному контролю за выборами.
"При этом институт общественного контроля на выборах в России не останавливается в своем развитии", - подчеркнул Брод.