Мнение

Личная ответственность против делегирования: что не так с идеей самостоятельной уплаты НДФЛ

Личная ответственность против делегирования: что не так с идеей самостоятельной уплаты НДФЛ

На прошлой неделе назначенный глава бюджетного комитета Совета Федерации Анатолий Артамонов предложил сделать уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обязанностью не работодателя, а сотрудника. Михаил Мельников поддерживает эту интересную идею в целом, но объясняет, почему Россия пока совершенно не готова к ее реализации.

Приобретение или недостаток?

Модель самостоятельной уплаты налога на личные доходы широко применяется на Западе (хотя в каждой стране - свои особенности), тогда как у нас с советских времен налоговым агентом работника является его работодатель. Поэтому платежи по НДФЛ, а также взносы в социальные фонды в общем случае совершает бухгалтерия предприятия, а не сам гражданин. Исключение – владельцы бизнеса, индивидуальные предприниматели и вот теперь еще и самозанятые.

Плюсом такой реформы Артамонов называет уменьшение объема "серых" и "черных" зарплат. В самом деле, если работодатель не платит налоги с фонда оплаты труда, у него пропадает стимул утаивать реальные размеры этого фонда. Работник получит свои деньги в полном объеме, сведения об этом уйдут в налоговую, а дальше – если гражданин не заплатит свои 13%, это будут только его проблемы. Они никак не коснутся бизнеса, а значит, и давление на наше многострадальное предпринимательство снизится.

"Практически во всех странах НДФЛ платит работник, и лишь в нескольких, в том числе и в России, – работодатель. ФНС, может быть, считает, что это наше приобретение. Но я за то, чтобы каждый из нас платил НДФЛ со своей зарплаты самостоятельно", – пояснил свою мысль Артамонов.

Считаем ваши деньги

Реализация предложения выглядела бы следующим образом. Допустим, ваша белая зарплата составляет 50 тысяч рублей, из которых на руки вы получаете 43 500 (87%), в бюджет региона уходит 5525 рублей (85% от тринадцатипроцентного НДФЛ), а в местный – 975 рублей (15% от НДФЛ). Напомню, что сверх всего этого работодатель платит еще 30,2% (в общем случае, но бывают нюансы, а с 2021 года законодательство изменится) в три государственных фонда: пенсионный, обязательного медицинского страхования и социального страхования.

В случае "реформы Артамонова" вы будете получать свои 50 000 рублей полностью, а по итогам года переводить в налоговую службу 78 000 рублей – 13% от годового дохода. Впрочем, скорее всего, нас попросили бы платить ежемесячно, не без оснований подозревая, что мы не удержимся от искушения потратить эту относительно крупную сумму на личные нужды.

Работодатель больше не разрывается между интересами сотрудника и налоговой и просто устанавливает зарплату, исходя из своего видения рынка, а не из возможностей увильнуть от налогов, полагает Артамонов. 

Это было бы не слишком логично до реформ 2020 года, поскольку взносы в страховые фонды более чем в два раза превосходили НДФЛ. Соответственно, работодатели продолжили бы уклоняться от выплат в фонды. Однако теперь для малого и среднего бизнеса эти выплаты снижены до 15% (с той части зарплаты, которая превышает текущий МРОТ), и суммы уже становятся соотносимыми. 

Более того, если бы эксперимент по самостоятельной уплате НДФЛ удался, можно было бы перейти и на аналогичную уплату в фонды. В этом случае "серые" зарплаты вообще исчезли бы – работодателю не имело бы смысла скрывать эти расходы, так как они вычитаются из прибыли, от налога на которую никто не освобождал.

Вы бы получали на руки 65100 рублей ежемесячно и платили:

  • 22% от базовой зарплаты (50 тыс. руб.) в пенсионный фонд – 11 000 руб.;
  • 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования – 2550 руб.;
  • 2,9% + 0,2% в фонд социального страхования – 1550 руб.;
  • 13% НДФЛ в региональный и местный бюджеты – 6500 руб.

И оставались бы с теми же 43 500 руб. на руках. Зато и бюджет, и фонды получали бы все причитающиеся им деньги сполна, а число экономических правонарушений и преступлений среди предпринимателей заметно снизилось бы.

Две большие проблемы

К сожалению, путь к этой чудесной перспективе лежит через суровую реальность.

Первое. Судя по отвратительной кредитной лихорадке, в России пока еще не сформировалась массовая культура финансового планирования. Получив на руки деньги, очень многие мои сограждане просто не найдут сил с ними расстаться. Да, налоговая разберется, спишет со счетов, направит исполнительный лист на работу, но это колоссальные усилия на несколько лет. Стоят ли они результата? Я думаю, да, но тем, кому предстоит непосредственная работа с десятками миллионов мелких долгов, не позавидуешь: в первые годы бюджет больше потеряет, чем приобретет.

Второе. Когда человек лично платит налоги, перечисляет средства с собственного счета, видит, как на нем исчезают деньги, он становится требовательным. Ему внезапно становится интересно, на что пойдут эти средства. Вряд ли наш человек полезет читать документы о местном или региональном бюджете, но его требовательность к качеству работы власти может вырасти. И ошибки чиновников на местах могут вызывать негатив, что может повлиять на результаты выборов.

* * *

Лично мне бы хотелось, чтобы постепенно Россия пришла к личной ответственности каждого за будущее страны, к осознанной уплате налогов. Движение в эту сторону есть, и сейчас мы куда больше готовы к реформе, чем десять лет назад, но все еще совершенно недостаточно.

Мягкое углубление, расширение эксперимента с самозанятыми, безусловно, готовит почву для ухода работодателя из процесса уплаты НДФЛ, но 4% и 13% – психологически очень разные суммы. И в любом случае предпринимать какие-то радикальные шаги сейчас, в пандемию, не стоит, людям и без того сложно.

Не знаю насчет взносов, но, думаю, через 10 лет НДФЛ мы все же будем платить сами. И это хорошо.