Мнение

Фантастические твари и где они обитают. Пара слов о процессе Ефремова

Фантастические твари и где они обитают. Пара слов о процессе Ефремова

Процесс Ефремова превратился в шоу, за которым некоторые наблюдают с большим любопытством, а другие — с отвращением. Адвокатам и самому актеру удалось как минимум сделать дело очень громким и привлечь все внимание журналистов. Поможет ли это Ефремову на приговоре, сказать сложно, но отношение к себе актер у многих сформировал. Дмитрий Лекух — о том, за что Ефремову и его адвокату надо сказать "спасибо". 

Только что закончилось судебное следствие по банальному, казалось бы, т.н. "синему" (пьяному) ДТП бывшего актера Ефремова, превратившееся под конец уже в буквальном смысле черт знает во что. Причем стараниями не только и не столько образцового опереточно-злодейского адвоката Пашаева, но и самого подзащитного.

Как раз в тот момент времени, когда, казалось бы, градус безумия происходящего действа вознесся уже так высоко, что хуже уже быть не может, — тогда-то вокруг Пресненского суда и начались настоящее инферно и Джигурда.

Итак, Пресненский суд Москвы во вторник 1 сентября завершил исследование доказательств по делу актера Михаила Ефремова и назначил проведение прений сторон на 3 сентября. В полном соответствии, кстати, с неплохой, но всем смертельно надоевшей песней про эту же дату календаря — такая вот неожиданная аналогия. Символично спетой "блатным и антисистемным" Михаилом Шуфутинским на музыку и стихи вполне системных и официальных Игоря Крутого и Игоря Николаева.

Будем честны: вот именно подобное причудливое сочетание системности и фронды, государственного финансирования и неприкрытой фиги в кармане, светлого творчества и полной потери человеческого облика представителем славной актерской династии и вызывает к этому делу об обычной дорожной трагедии такой болезненный интерес.

Михаил Олегович Ефремов уже давно перестал быть тихо спивающимся и деградирующим лицедеем, каковым спокойно пребывал многие годы до того, как стал "лицом бренда" светлоликой отечественной интеллигенции, а также "честью и совестью" нынешней столичной антиправительственной фронды. "Гражданином поэтом", рупором, да и вообще едва ли не всем самым лучшим, что у этой вот своеобразной "элитной" общественной прослойки в ближайшем доступе есть.

И тут — превращение "символа эпохи" вот в эдакий, понимаете, мизерабль. Жалкое, ничтожное существо. Очень уж неприглядно, бухим в слюни, значит, предстал в самый неподходящий момент времени перед телекамерами "символ культурного протеста" и ориентир для творческой молодежи. В умат. Не помогло даже "взбадривание" соответствующего рода веществами.

И ведь не просто уселся в таком виде в руль, но еще и протаранил через встречную неторопливо попыхивающий в среднем (!) ряду фургончик, с ничего не подозревающим мужиком средних лет за рулем. 

Ситуация вообще изначально — для любого адвоката — хуже даже и не придумаешь. Алгоритм выхода из которой, в общем, известен, и блистательно сформулирован еще Михаилом Афанасьевичем Булкаговым: "Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!". И жизнь, в общем, еще не кончена: для виновника аварии произошедшее — драма, да, но далеко не трагедия. Примеров масса тому — начиная хотя бы с футболистов Кокорина и Мамаева, сумевших, несмотря на реальные сроки и куда более умышленные действия криминального характера не потерять человеческий облик. И даже вернуться к выступлениям для широкой публики: Мамаев вполне удачно вписался в весьма добротный "Ростов", а Кокорин так и вообще стал не так давно игроком культового для страны московского "Спартака". Не буду рассуждать, кто прав, кто виноват, а что хорошо и что плохо: просто отмечу, что в спорт вернуться в такой ситуации куда сложнее, чем, например, в театр. И все бы именно так вот и было бы, если бы актерская драма не закончилась и не началось самое настоящее шапито.

Теперь, после выступления Михаила Олеговича в суде, понятно, что адвокат действительно не импровизировал и ничего не навязывал: это именно согласованная с актером линия защиты. Что здесь самое интересное: я ведь на самом деле благодарен Ефремову и его адвокату за то, что эта сраная "гюльчатай", наконец, открыла личико, и охреневшее население великой и довольно суровой страны увидело, кто именно претендует на то, чтобы ее "честь и совесть" своею светлой личностью представлять. Более страшного камингаута со стороны творческих (да и не только творческих) элит и представить себе невозможно, а это ведь и есть групповой портрет на фоне Пресненского суда и целой исторической эпохи, искусно дополненный вездесущим и эталонным Никитой Джигурдой. Ни прибавить – ни убавить.

И я здесь не про политику, не про мужественное противостояние "кровавому режиму" с одной стороны или не менее мужественное "патриотическое сопротивление" с другой — чума на оба эти дома! К сожалению, главная проблема нашей творческой интеллигенции чисто эстетическая: потому как читать за деньги буримэ перед жующими и сальногубыми нуворишами с нынешней Рублевки и обзывать это действо "Гражданин поэт" — это только во вторую очередь политика, а в первую очередь это пошлость и откровенно дурной вкус.

Впрочем, ровно такой, который необходим, чтобы удовлетворять "элитную публику", потребляющую "Гражданина поэта" между тартаром под вино и вискарем под дорожку, но это другой вопрос. Ибо это не "Гражданин поэт", а "Гражданин халдей" или "Гражданин половой" в лучшем случае. Критерий вкуса даже с заглавием действа не коррелирует тут вообще никак, и в приличном обществе, к сожалению, за такое били по морде, не снимая перчаток, ибо в лакейской можно только так. Да и вообще после корпоратива в сауне с некоторыми излишествами теми же губами, иногда даже не слизывая оставшиеся капельки, рассуждать о морали и заниматься просвещением "темных народных масс" как-то немного неправильно, ибо смешение жанров никогда ни к чему хорошему не приводило и вряд ли приведет когда-нибудь в будущем.

Но это, по крайней мере, хоть как-то непротиворечиво объясняет безумие, творящееся вокруг персонажа в медийном пространстве и вокруг здания суда. И, собственно, именно в этом свете и стоит рассматривать сейчас происходящее по поводу банального "синего" ДТП. Нравится личико одного из "светочей и моральных столпов"?!  Ну, так и не обляпайтесь.

И помните, что с точки зрения именно художественного вкуса там такие в общем все. Михаил Ефремов стал в этой среде "авторитетом" вполне заслуженно, он там реально из лучших. И, обладая некоторой фантазией, вы можете себе представить, какие фантастические рогатые твари там еще обитают. Ибо говорит это в первую очередь не про какую-то уникальность актера Михаила Ефремова, а именно про токсичность среды.