Общество

Самые популярные страшилки о "китайской угрозе". Часть 2

Самые популярные страшилки о "китайской угрозе". Часть 2

Ruposters продолжает рассказ о самых популярных мифах, окружающих российско-китайские отношения. В первой части были разобраны "страшилки" о несуществующих территориальных притязаниях Китая и надменном отношении о России, в новой части речь пойдет об экономике и "засилье" мигрантов.

Страшилка №4: Миллионы китайских нелегалов уже трудятся на Дальнем Востоке, скоро они вытеснят русскоязычное население.

Этот миф, пожалуй, самый расхожий. Впервые он возник еще в перестроечных газетах. Источник опасений вполне понятен – в огромном Дальневосточном округе проживает чуть более 6 миллионов россиян, а население соседнего Китая превышает 1,3 миллиарда человек. К тому же руководство КНР прекрасно умеет использовать это преимущество в свой миграционной политике, поощряя переселение этнических ханьцев, составляющих большую часть населения Китая, в регионы проживания национальных меньшинств. В результате этого, на сегодняшний день во Внутренней Монголии, одной из провинций Китая, этнические монголы составляют 17% населения, а в Уйгурском автономном округе проживает почти столько же ханьцев, сколько и уйгуров.

Доли основных стран-доноров рабочей силы в России в 2010 году. Источник – ФМС.

В реальности у жителей Поднебесной нет особых мотивов для того, чтобы переезжать в Россию официально или же в качестве нелегала. Средняя зарплата в Китае сейчас превысила российскую, и китайцы предпочитают оставаться дома, вместо того, чтобы уезжать в страну с непривычным климатом, чуждым языком и культурой. Этот вывод подтверждается цифрами официальной статистики. Число китайских трудовых мигрантов в России достигло пика в 2007-2009 году, когда они составляли 11-13% от общих квот (или 270-280 тысяч в абсолютном выражении), но к 2012 году эта цифра снизилась до 6%. Даже если предположить, что большинство китайцев трудятся в России нелегально, анализ данных о въезжающих в страну и выезжающих иностранцах говорит об обратном – такой вариант возможен, если только китайские рабочие самостоятельно (и массово) переплывают Амур. Как и в остальных российских регионах, в граничащих с Китаем областях конкуренцию за рабочие места выигрывают гастарбайтеры из Средней Азии.

Еще одно расхожее опасение: якобы китайцы стремятся получить российское гражданство путем фиктивных браков или подкупа местных властей. По данным переписи 2010 года, только около 29 тысяч опрошенных идентифицировали себя китайцами. Серьезным препятствием для такой натурализации является законодательство Китая, согласно которому двойное гражданство запрещено. Получение российского паспорта будет означать для них автоматическую потерю гражданства КНР и серьезные трудности в получении въездной визы. Большинство китайцев придают особое значение поддержанию контактов с родственниками и визитам в родные места, поэтому на такой шаг они пойти не готовы.

Страшилка №5: Китайский капитал в российских предприятиях – элемент недружественной экспансии.

Большинство крупных проектов в России с участием китайского капитала вызывает особую реакцию общественности, заметно отличающуюся от реакции на сотрудничество с бизнесом из других стран. Вопросы о готовности российского правительства передать китайцам контрольные пакеты стратегических месторождений и недавних планов сдачи в аренду китайской компании более 100 тысяч гектар земли в Забайкалье поднимались как в блогосфере, так и на самом высоком уровне. Такое повышенное внимание к активности китайского бизнеса в России скрывает все те же опасения по поводу экспансии Китая на Дальнем Востоке и утратой нашей страной суверенитета.

Доля Китая в мировом потреблении ресурсов. Источник – Business Insider.

На сегодняшний день Китай обладает крупнейшими в мире золотовалютными резервами почти в 4 триллиона долларов и выступает основным потребителем большинства видов натуральных ресурсов. Не имея возможности постоянно наращивать инвестиции внутри страны, китайское руководство заинтересованно в развитии проектов за рубежом, которые будут обеспечивать их стратегические интересы и развивать отношения с ключевыми соседями. На это направлены все последние громкие инициативы Китая – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Банк БРИКС, "Пояс Шелкового Пути". России всего лишь следует определиться, какие из этих проектов соответствуют ее интересам, и рассматривать их, не поддаваясь влиянию иррациональным страхам перед "китайской угрозой".

В основе послевоенного устройства Европы были заложены принципы совместного контроля над предприятиями территорий, которые стали поводом для начала двух мировых войн. Позже они стали фундаментом Евросоюза. Участие китайского капитала в месторождениях, нефть и газ откуда поставляется в Китай, не только не грозит России утратой контроля за стратегическими ресурсами, но и послужит основой для укрепления взаимного доверия. Авторство пресловутой инициативы о сдаче земли в аренду Китаю принадлежит местным властям, которые заинтересованы в краткосрочном эффекте от притока инвестиций в регион и легко поддаются давлению со стороны иностранного капитала. На федеральном уровне она осталась без поддержки.

Страшилка №6: Замедление темпов роста китайской экономики означает, что российский "разворот на Восток" был ошибкой.

Предсказания о грядущем кризисе в китайской экономике и ее скором коллапсе появляются в западной прессе почти с той же регулярностью, что и предсказания о неминуемом территориальном распаде России. Тем не менее, на этот раз у разговоров о проблемах в экономике Поднебесной есть вполне серьезные основания – рост ВВП за 2014 год в 7,4% оказался самым низким за последние 14 лет, а в марте 2015 года экспорт страны снизился на 15% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что Китай управляется коммунистической партией, его экономика в своей основе остается рыночной, и поэтому подвержена всем негативным проявлениям цикличности – "перегревам", дисбалансу между секторами и краткосрочным рецессиям. Неурядицы в экономике крупнейшего потребителя энергии в мире не могли не отразиться на нефти – они, вероятнее всего, стали основной причиной начавшегося в июле снижения цен с 60 до 45 долларов за баррель и будут в дальнейшем оказывать на них понижающее давление. С учетом этого, газета "Ведомости" уже успела выпустить статью с предупреждениями об опасности российского "разворота на Восток".

Рост ВВП Китая с начала 80х по 2014 год в %. Источник – The Economist.

В развитии российско-китайских отношений важную роль играет сотрудничество в энергетической сфере. В минувшие годы были заложены два крупнейших проекта – газопровод "Сила Сибири" и нефтепровод "ВСТО". Их срок окупаемости исчисляется десятилетиями, в масштабе которых рецессия в Китае сыграет незначительную роль. На сегодняшний день 80% российской нефти и 75% газа экспортируются в Европу. Если даже не брать в расчет ухудшение отношений с Западом из-за санкций, на энергетическом рынке сложилась ситуация, когда Евросоюз остается покупателем-монополистом ресурсов из России. При этом, доля российского газа на европейском рынке составляет всего 24%. Кроме того Евросоюз способен полностью отказаться от поставок российской нефти (нефтяное эмбарго рассматривается как один из вариантов ужесточения санкций). Пользуясь такой ситуацией, европейские страны пытаются навязать "Газпрому" и другим российским компаниям свои условия – планы по созданию единого энергетического рынка, отмена "Южного потока" и недавние проблемы "Лукойла" в Румынии считаются прямыми следствиями этого процесса. В таких условиях для России жизненно важно диверсифицировать свои возможности по продаже энергоресурсов. Каков бы ни был спад в Китае, энергетическое проекты с ним значительно укрепят стратегические позиции России.

Доля российского газа в потреблении европейских стран. Источник – The Economist.

Кроме того, стратегия "разворота на Восток" значительно шире, чем налаживание сотрудничества с Китаем. В нее входит развитие отношений со всей Юго-Восточной Азией, которая на сегодняшний день является основным драйвером роста мировой экономики, и акцент на экономике и демографии дальневосточных регионов России. После столетий исключительной ориентации на Европу нашей стране предстоит найти новый вектор своего развития. Краткосрочные неурядицы китайской экономики не в состоянии этому помешать.