Подписанные Трампом дополнительные санкции США в отношении России вызвали негативную реакцию не только российских властей, но и европейских руководителей. Владимир Путин заявил, что трансграничность американского законодательства разрушает международное право. Французские власти посчитали также, что из-за экстерриториального характера новый закон не соответствует международным нормам, а в Германии заявили, что США не имеют права штрафовать немецкие компании за активность в другой стране. Юрист Илья Ремесло объясняет, как американские санкции соотносятся с международными законами.
Довольно часто приходится слышать от оппозиционных журналистов, что санкции США, возможно, и незаконные, но ведь тогда незаконны и российские контрсанкции, наш ответ на ограничения. Таким образом, создается впечатление, что это все сугубо политические вопросы, не имеющие никакого отношения к праву, и "обе стороны хороши".
На самом же деле юридическая обоснованность американских санкций и российского ответа на них сильно отличается.
С 1917 года у президента США существует замечательное право самостоятельно объявлять чрезвычайное положение в случае, если ему видится какая-либо угроза США. До 1976 года глава государства имел право неограниченно (!) вводить чрезвычайное положение, не лимитируя его ни по основаниям, ни по срокам. В 1976 году были приняты законы "О чрезвычайных положениях" и "О международных чрезвычайных экономических положениях", которые закрепили это право.
Эти законы наделяют президента США правом "провозгласить наличие необычайной и чрезвычайной угрозы национальной безопасности, иностранной политике или экономике США".
На основании именно этих документов вводил антироссийские санкции Обама.
Вице-президент США Майк Пенс анонсировал скорое подписание Трампом новых санкций
Однако в случае с новыми санкциями в отношении России, учитывая нежелание Трампа их вводить самостоятельно, Конгресс США пошел другим путем. Он фактически превысил собственные полномочия. Так, в случае введения санкций президентом, он имеет право их самостоятельно отменить. В новом же законе это право президента ограничивается Конгрессом.
Следует отметить, что американская правовая система придерживается принципа экстерриториальности – то есть считается, что органы власти США вправе вмешиваться в любые правоотношения и наказывать любых лиц, которых сочтут угрожающими интересам США. Поэтому в случае с новыми ограничениями под удар попали европейские государства и предприятия, которые вообще являются третьим лицом. На них с точки зрения "нормального права" юрисдикция США не распространяется, так как их деятельность происходит за пределами страны. Однако американские законодатели придерживаются обратной точки зрения.
Как это соотносится с принципами суверенитета и равенства государств, отраженными в Уставе ООН и других международных актах, - неизвестно. Впрочем, в США международное право традиционно находится в подчиненном положении по отношению к национальному. В свою очередь национальное право США, как мы уже выяснили, может регулировать деятельность во всем мире.
В отличие от американских санкций российские экономические контрсанкции имеют вполне прозрачную регламентацию.
Министр экономики и энергетики ФРГ Бриджит Зиприс - главный противник санкций США в ЕС
Указы президента и постановления правительства, посвященные ответным санкциям, используют термин "специальные экономические меры" и основаны на ФЗ "О специальных экономических мерах" от 30 декабря 2006 года. В отличие от "чрезвычайных" законов США этот закон содержит четкие основания и перечень мер экономического воздействия.
К специальным экономическим мерам относятся "запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения".
Более подробно с правовой основой для принятия специальных экономических мер интересующиеся могут ознакомиться здесь.
Исходя из данного определения, специальные экономические меры не могут затрагивать права третьих лиц, не имеющих отношения к государству-противнику и его гражданам.
В этом и состоит ключевое различие между США и Россией: первая страна вводит санкции, не оглядываясь на законы, права и интересы третьих лиц. Вторая страна вводит ответные меры в строгом соответствии с международным принципом взаимности, международным и внутренним законодательством.