Мнение

"Водоворот": стоит ли смотреть российский триллер, до жути напоминающий "Настоящий детектив"

"Водоворот": стоит ли смотреть российский триллер, до жути напоминающий "Настоящий детектив"
"Водоворот": стоит ли смотреть российский триллер, до жути напоминающий "Настоящий детектив"

27 июня на онлайн-сервисе "КиноПоиск HD" стартовал новый российский сериал собственного производства "Водоворот" режиссера Андрея Загидуллина ("Квест"). В главных ролях — Владимир Вдовиченков, Владислав Абашин, Аристарх Венес, Юлия Мельникова и Алена Михайлова. Иван Афанасьев посмотрел две серии детективного триллера и нашел в нем переклички с "Настоящим детективом" и "Драйвом" Николаса Виндинга Рефна.

За последние 2-3 года российский телепром знатно прибавил в качестве, нарастил драматургические мускулы и вылез из ползунков пресной телевизионной жвачки, которую можно включать фоном в любом месте при любой погоде. Сниматься в таком никакому артисту не нравится, но для многих актеров сериалы являются едва ли не единственным источником стабильного дохода: в театре большие деньги платят редко, а кинопроекты — штука эпизодическая. Поэтому всегда жалко смотреть, как хорошие лицедеи мучаются, выдавливая из себя по чайной ложке в час (за серию) жалкие потуги на эмоции в штампованных сериалах на ТВ. Слава Богу, и я не устану это говорить, теперь есть альтернатива, которая может со временем стать монополистом в сфере многосерийных развлечений — интернет и онлайн-стриминги. Одним из лидеров в этой нише стал "Кинопоиск HD", два его предыдущих авторских проекта — сатирические "Последний министр" и "Проект "Анна Николаевна" — собрали хорошие рейтинги. Теперь настало время для серьезных вещей – встречайте криминальный триллер "Водоворот".

В неоновой Москве, закрученной в узел и больше похожей на город из фильма "Бегущий по лезвию", только без андроидов, орудует маньяк. Он убивает подростков, а тех почему-то никто даже не пытается искать. Группа полицейских узнает о зверствах случайно, во время штурма наркопритона, где находят флэшку с записанным на видео жестоким убийством девушки садистом в капюшоне, явно наделенным сатанинско-религиозным подтекстом. Единственной зацепкой, способной навести на след, оказывается арестованный владелец наркопритона, к которому псих ходит прикупить наркотиков. Параллельно мы узнаем больше о жизни героев. Следователь Краснов ходит в больницу к умирающей жене и пытается наладить отношения со взрослой дочерью, которая ненавидит отца за то, что променял маму на коллегу с работы. Та, в свою очередь, тоже страдает от неопределенности своего возлюбленного. Брутальный напарник Краснова Кирилл так шокирован увиденным роликом с убийством, что замыкается в себе и загадочно таращит глаза. Молодой помощник следователя Марк сам в прошлом был наркоманом и пытается справиться с травмой детства, а заодно привыкнуть к мрачной стороне своей работы. Наконец, есть Муха — подруга Марка, которая крадет одежду в магазинах и почти не ночует дома из-за отчима, практикующего харассмент в отношении падчерицы.

Короче говоря, авторы хотели нагнать жути — нагнали так, что Ник Пиццолато, сценарист культового "Настоящего детектива", удивленно посвистывает в сторонке. Правда, на практике (по крайней мере в первых двух сериях) всей этой чернухой проникнуться и напугаться не удается. Авторы сериала очевидно делали ставку на эффектность, а потому разукрашенная во все цвета наркоманской радуги Москва больше смахивает на дебри бутафорского Лос-Анджелеса, нежели на Москву. Не сказать, что это плохо — стилизация отличная, такого красочного нео-нуара в нашей стране на ТВ с ходу и не вспомнишь. Разве что, с натяжкой, "Закон каменных джунглей", откуда, кстати, импортирован Аристарх Венес, исполнивший роль Марка.

За последние 2-3 года российский телепром знатно прибавил в качестве, нарастил драматургические мускулы
Аристарх Венес

Тем не менее именно поэтому все происходящее мгновенно приобретает оттенок подражательства. Та же проблема была ранее с другим сериалом о поиске маньяков — "Методом", в котором сплелись воедино все тот же "Настоящий детектив", "Декстер", "Ганнибал" и "Шерлок" сверху. Здесь чувствуется скорее влияние школы скандинавских холодных триллеров ("Богатство", "Мост", "Тот, кто убивает"). А курточка у Марка (и не только) — ну просто лепи на спину скорпиона и можно снимать новый "Драйв" с Райаном Гослингом.

Но у кого учиться, если не у лучших? И надо сказать, что ученик из "Водоворота" вышел сознательный: если принять некоторую искусственность происходящего, то смотреть на эту альтернативу полицейскому телемылу типа "Следа" небезынтересно. Сериал разворачивается по классическим канонам: мрачные, ходящие по грани легавые, сами далеко не ангелы (в одной из серий Марк без особых стеснений врывается в дом к подозреваемой без разрешений и ордеров), ищут чудовище в человеческом обличье. Героев заносит в самые неприглядные районы города, где обитает мякотка российского социального донышка: наркоманы, драгдилеры, бомжи и другие представители злачных мест нашей родины. Создатели будто вытеснили всю возможную русскую хтонь в спальные районы, превратив их в коллаж под названием "Эстетика российских гребеней". Все герои, как один, носители той или иной заразы, физической либо моральной: зависящие от запрещенных веществ, чужого мнения, ненависти, гнева или нелюбви. Хотя в силу хронометража (в пределах 40 с копейками минут) персонажам не дают раскрыться в полной мере. Все тот же Кирилл (Владислав Абашин) картинно смотрит в никуда, бросается броскими и неестественными цитатами ("Чувства истинных верующих нельзя задеть") и подражает Расту Коулу в исполнении Мэттью Макконахи из "Настоящего детектива".

у "Водоворота" есть одна уже упоминавшаяся глобальная проблема: слабо выраженный собственный генофонд
Кадр из фильма

Хочется верить, что это все огрехи первых эпизодов (всего, по классике, обещают восемь), потому что задатки для хорошей истории с мрачным уклоном в мистику, которая хорошо рифмуется с рефреном наркотиков в каждой серии, у "Водоворота" есть. Вряд ли стоит ждать какого-то сногсшибательного экзистенциального монолога в духе финала все того же True Detective, но, если вы смотрели "Чужака" по одноименному роману Стивена Кинга и вам понравилось, обязательно почувствуете себя в своей тарелке. Хочется также верить, что кричащая из каждой вкладки в браузере реклама сериала поможет дать новый виток карьере Венеса и Вдовиченкова: они как раз те самые актеры, которых помнишь по отличным ролям, но не можешь вспомнить хоть один хороший фильм с ними за последнее время. А для Владислава Абашина, звезды "Завода" Быкова, "Водоворот" вообще может стать "программным" сериалом и знаковым образом, если он, конечно, не обернется пшиком и подражанием расплодившимся брутальным сериальным философам. Про Михайлову и вовсе говорить нечего, этот год уже и так ее: успех "Чик" взвинтил популярность каждой из участниц до небывалых высот, а у Алены еще впереди остросюжетный сериал "За час до рассвета" с Константином Хабенским и Андреем Бурковским, и "Общага-на-крови" по роману Алексея Иванова. Жалко лишь, что прекрасная Юлия Мельникова теряется — женского персонажа по традиции отодвинули на задний фон, но хочется надеяться, что ей тоже дадут шанс раскрыться.

Но при всех радостных сентенциях все равно необходимо признать, что у "Водоворота" есть одна уже упоминавшаяся глобальная проблема: слабо выраженный собственный генофонд. Унаследовав достоинства и фишки зарубежных собратьев, он теряется на их фоне, если рассматривать его обособленно. Разумеется, ничто великое не рождается без оглядки на лучшее: без "Молодого папы" Паоло Соррентино мы бы не увидели прекрасного "Последнего министра" Волобуева, без "Никиты" и "Убить Еву" — амбициозный фем-триллер "Надежда" с Валерией Исаковой, без "Очень странных дел" — эпатажный "Мир! Дружба! Жвачка!". Но те же "Чики" — образец одновременно прекрасной, совершенно киношной драматургии и актерской игры, удобоваримо сочетающийся с узнаваемой российской реальностью. Гораздо охотнее веришь (а, соответственно, и сопереживаешь) экс-проституткам, решившим делать бизнес на юге России, чем поросшим красивой щетиной брутальным мужикам, что охотятся за прячущимся под носом маньяком. Тем не менее кино (а, следовательно, и сериалы) — искусство прощать условности и получать от этого удовольствие. Возможно, в формате жесткой социальной драмы такой сюжет смотрелся бы просто анекдотично и гипертрофированно. А так — нормальный такой кинокомикс про мрачных копов, ищущих справедливость и счастье.