Одной из бесспорных тенденций последних десятилетий стало смещение центра роста мировой экономики в Юго-восточную Азию. Именно она, а не обострение отношений с Западом, стала основной причиной так называемого разворота России на Восток. Определяющую роль для развития региона будет играть схема интеграции стран и налаживания экономических связей.
На сегодняшний день свои проекты представили США, Россия и Китай. Как отмечает профессор Чжан Синь в своей статье в Asia Fortune, все три проекта имеют в своей основе разные концепции, при этом американский направлен на то, чтобы исключить Россию и Китай из процесса интеграции.
Китайские проекты интеграции – «экономический пояс нового Шелкового пути» и «морской Шелковый путь 21го века».
C развитием производства и перемещением предприятий вглубь страны перед китайским бизнесом все более остро возникает проблема доставки своей продукции на европейские рынки. Подвоз товаров к портовым городам и транспортировка их через половину земного шара занимает до 60 дней – для новомодных гаджетов и многих других потребительских товаров - это целая вечность. В тоже время поезд из западного Китая до Германии через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу идет всего 14 дней. Инвестиции в развитие транспортной сети позволят сократить время в пути до 10 дней.
Другим важным аспектом интеграционных процессов в Азии является сотрудничество в энергетической сфере. Китай заинтересован обеспечении надежных поставок энергоресурсовпо суше, гарантируя таким образом защиту своей экономики от возможной блокады с моря. В 2009 году было закончено строительство ветки газопровода из Туркменистана в провинцию Синьцзян, и на сегодняшний день Средняя Азия обеспечивает до 50% потребностей китайского импорта газа. Помимо значительных собственных запасов, газотранспортная система Туркменистана позволяет транспортировать в Китай иранский газ, минуя Ормузский пролив. В будущем всё большую роль будет играть энергетическое сотрудничество сРоссией, подтверждением чему является подписанный в 2014 году масштабный газовый контракт и увеличение доли российской нефти на китайском рынке.
Представленный китайским руководством в сентябре 2013 года проект по созданию «Экономического пояса нового Шелкового пути» отдает приоритет этим двум вопросам, но амбиции его создателей простираются еще дальше. Проект также подразумевает создание «коридоров» для сотрудничества в энергетической, торговой, информационной, научно-технической, аграрной и туристической сферах. При этом его ключевыми особенностями, по словам китайской стороны, должны стать равноправие, уважение интересов всех участников и стремление к всеобщей выгоде.
Примечательно, что Китай позаимствовал у США если не саму идею, то название своего проекта. В 2011 году Госдепартамент предлагал концепцию «Нового Шелкового пути» в качестве средства интеграции Афганистана в регион после десятилетий конфликта. Соединенные Штаты намеревались продвигать экономическую интеграцию в регионе таким образом, чтобы исключить из этого процесса Россию с Китаем. В частности план «нового Шелкового пути» предполагал ориентацию стран Средней Азии на нового американского союзника в регионе – Индию. Поскольку США и их союзники ограничены в ресурсах, они рассчитывали на то, чтобы инфраструктурные проекты, связанные с «новым Шелковым путем», осуществлялись усилиями негосударственного капитала, но частные компании не спешили инвестировать в регион из-за высоких рисков. По этой причине проект практически исчез с политической сцены.
США также активно препятствуют процессам интеграции на постсоветском пространстве. Из-за экономических проблем России, вызванных введением санкций, и резкой девальвации рубля у стран Средней Азии появился дополнительный повод ставить под сомнение российские инициативы, особенно учитывая то, что для Казахстана, Киргизстана и Таджикистана основным торговым партнером является Китай. В тоже время, в среднесрочной перспективе санкции должны ускорить процессы интеграции, поскольку делают ее политическую целесообразность еще более очевидной.
Показательной также является ситуация с созданием «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций», средства которого планируется направить на реализацию крупных международных проектов в регионе. Под давлением США в деятельности банка отказались участвовать сразу несколько стран, которые изначально выражали в этом заинтересованность – Австралия, Южная Корея и Индонезия. Формальная причина – опасения, что новый банк будет применять недостаточно строгие стандарты при реализации своих проектов, но в действительности США недовольны появлением мощного конкурента Мировому банку, в котором их голос имеет решающее значение.
Соединенные Штаты будут препятствовать любым интеграционным процессам в регионе, результатом которых может стать усиление крупных игроков в регионе, будь то дальнейшее расширение Евразийского экономического союза или усиление торговых связей Китая с соседями. Тем не менее, как показывает вступление в «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» ближайших союзников США, включая Великобританию и Германию, отход от однополярного мира становится неизбежным, и усиление региональных проектов в Евразии, не ориентированных на Запад – это только вопрос времени.