Общество

Музейные экспозиции против мифов и фейков: как донести правду о подвигах до молодых

Музейные экспозиции против мифов и фейков: как донести правду о подвигах до молодых

Зачастую родителям кажется, что детей лучше оградить от жестоких свидетельств Великой Отечественной войны, но можно ли отвернуться от истории своей Родины? И к чему приводит незнание в век социальных сетей и Интернета?

Приказано предать забвению

Попытки дискредитировать роль Советского Союза во Второй мировой войне продолжаются уже не одно десятилетие. Особенно активно обвинения в адрес СССР и домыслы о пакте Молотова — Риббентропа распространялись в Сети в канун 75-ой годовщины Победы. Стоит ли говорить, что некоторые абсурдные высказывания не только оседают в общественном сознании, но и приобретают в ряде стран официальное звучание. 

Наша страна осуждает подобное стремление фальсифицировать историю на самом высоком уровне. Президент РФ Владимир Путин неоднократно обращался к мировому сообществу с призывом не оставлять без ответа попытки исказить правду, обелить агрессоров и их пособников. Со своей стороны Россия уже подняла вопрос о запрете публичного отождествления целей СССР и нацистской Германии и приступила к разработке соответствующего законопроекта, который позволит защитить память о совсем недавнем прошлом.

Нет ничего более изменчивого, чем история

Для того чтобы оценить масштаб фальсификаций, специалисты компании "Крибрум" при поддержке факультета Высшей школы современных социальных наук МГУ имени Ломоносова проанализировали более 4,7 млн сообщений, опубликованных в русскоязычных социальных сетях, блогах, форумах и онлайн-СМИ с 2014-го по март 2020-го. Результатом проделанной титанической работы стало исследование "Великая Отечественная война: манипуляции, фальсификации и информационные атаки в социальных сетях".

Как показало исследование, смысл большей части публикаций сводится к идее, что "нам нечем гордиться", а их авторы намеренно дискредитируют героев войны, приводя "новые" подробности военных операций и "истинные" мотивы участников сражений. К примеру, Зое Космодемьянской, 18-летней девушке, стерпевшей в ноябре 1941 года все издевательства и не испугавшейся казни, диванные "историки" приписали психическое расстройство и фанатизм зомбированной диверсантки, приправив это тем, что никакого подвига она не совершала.

Примечательно, что с каждым годом постов с недостоверными фактами о событиях Великой Отечественной войны становилось все больше, хотя в интернет-пространстве так долго не живут даже самые популярные мемы.

Главная цель — переустройство мира

Историческая правда чаще всего искажалась на онлайн-площадках, принадлежащих иностранным цифровым гигантам. Так, в 2015 году лидером по числу негативных сообщений о роли СССР в войне стал Facebook. А то, что иностранных авторов таких сообщений было почти в 2 раза больше, чем российских, дает экспертам основания полагать, что корпорация Цукерберга участвовала в продвижении такой повестки. Правда, в 2019 она уступила позиции Twitter.

Парадокс заключается в том, что глобальные соцсети постоянно анонсируют все более совершенные инструменты контроля и фактчекинга: новые алгоритмы, новые команды привлеченных модераторов ― но фейков и прочей деструктивной информации меньше не становится, а социально важный контент активно блокируется. На это обращает внимание не только Россия. Другие страны также выражают недовольство практикой администрирования ведущих цифровых платформ, а после инцидента с Трампом, кажется, действия бигтеха и вовсе не представляются такими безобидными. То, что сегодня цифровые гиганты по отдельным направлениям уже де-факто конкурируют с государствами, неизбежно приведет к тому, что многие страны последуют российскому примеру и ужесточат меры в сфере регулирования интернет-платформ.

История в восприятии молодежи

Нельзя забывать, что значительную часть аудитории таких площадок составляют несовершеннолетние пользователи, для которых отправной точкой знаний является информация, полученная из Интернета. А что может укорениться в умах молодых людей, если первый же результат поискового запроса, скорее всего, уведет их в толщи "Википедии", на страницах которой они узнают, как Освенцим освободили американские солдаты, на самом деле никогда не бывавшие на территории Польши?

Единственным средством против фальсификаций являются факты, но они должны быть правильно донесены до молодого поколения. По мнению доцента кафедры истории Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Анатолия Никифорова, молодежь следует вовлекать в изучение прошлого не сухими цифрами, а жизненными ситуациями и малоизвестными сведениями. Пропуская события военных лет через себя, сегодняшние школьники смогут понять историю, а не просто ее выучить.

Сегодня в России ведется работа по созданию крупнейшего комплекса архивных документов, кино-и фотоматериалов о Второй мировой войне, доступ к которому получат все пользователи глобальной Сети. В свою очередь, музеи активно используют технологии виртуальной реальности и другие технические новшества. Так, например, в Санкт-Петербурге представлена уникальная трехмерная панорама "Память говорит. Дорога через войну", которая позволяет зрителям пройти путь солдата от стен родного дома до Рейхстага. А иммерсивный проект Музея Победы "Подвиг народа: непокоренный Ленинград" предлагает ближе узнать тех, кто самоотверженно трудился на благо страны в тяжелые годы войны. Помимо исторической хроники и подлинных артефактов, с посетителями взаимодействуют актеры, которые разыгрывают сцены из жизни Ленинграда той поры.

Сочетание уникальных экспонатов, спецэффектов и декораций, которое сегодня используется в музейных экспозициях, превращает историю из черно-белой картинки в реальные эмоции, что не может не вызвать отклика у молодого поколения. А приблизившись к временам великих испытаний, молодые люди ясно понимают, чего стоит правда о войне.