Мнение

Модернизация поликлиник и "скорой": как на Госсовете договорились решать проблемы медицины

Модернизация поликлиник и "скорой": как на Госсовете договорились решать проблемы медицины

Накануне Владимир Путин провел Госсовет по проблемам здравоохранения. В этот раз он прошел в новом формате: два дня губернаторы с экспертами обсуждали и прорабатывали самые болезненные вопросы медицины, президент перед Госсоветом встретился с общественниками, и только потом уже начался "мозговой штурм" под руководством Путина. Он обратил внимание и на нагрузку врачей, и на проблему абортов, высказался и об экономии на людях. Врач Ирина Фиш — о самых главных решениях, которые были приняты по итогам. 

140 миллионов граждан России получают первичную медицинскую помощь и только 5 миллионов — высокотехнологичную. В области последней действительно навели порядок, отстроили великолепные оснащенные стационары. Врачи мечтают работать там, потому что и условия, и зарплаты вполне достойные. То, как организована высокотехнологичная медицина, показывает уровень страны в области здравоохранения, и этот уровень у нас высок. Одной из главных позитивных перемен стал рост средней продолжительности жизни: в 2014-м году она была 70,9 года, а в этом году уже 73,6. Но для того, чтобы этот рост не останавливался, нужно реконструировать первичное звено.

А с ним плохи дела. Еще в августе Путин признал: 

Если первичное звено здравоохранения у нас будет в том состоянии, в котором оно находится до сих пор, то количество инфарктов и инсультов не уменьшится, потому что в первичном звене провал.

Сейчас в поликлиниках не хватает 25 тысяч врачей, 130 тысяч медсестер, оборудование устарело, сами здания, большинство из которых построены еще в советское время, с тех пор не обновлялись и капитально не ремонтировались, и это не говоря о том, что в прошлом году 499 населенных пунктов, численностью от ста до тысячи человек, вообще оказались фактически отрезаны от медицины.

И причин такому положению вещей множество. Главное, наверное, то, что эти организации находятся в ведении муниципалитетов, где традиционно не хватает средств. Гарантированные выплаты составляют не более 50% от зарплаты, все остальное — так называемые "стимулирующие выплаты", на которые вечно нет денег. Вот и приходится медперсоналу подрабатывать. Получаются огромные перегрузки. Когда уж тут повышать квалификацию? А работа этого особенно требует — ведь задача первичного звена — выявить, диагностировать заболевание, назначить современное лечение или направить пациента к соответствующему специалисту. И на каждом этапе идет сбой. Пациенты не хотят, но вынуждены идти в поликлиники, а молодые врачи не хотят работать в первичном звене — ни условия работы, ни зарплата не удовлетворяют потребности людей. Врачи валом бегут из первички, бригады скорой помощи недоукомлектованы, в поликлиниках в Москве работают приезжие, а в других регионах врачей не хватает. 

Именно сейчас вопрос встал ребром: никакая высокотехнологичная медицинская помощь не спасет, если не навести порядок в области первичного звена. И президент инициировал эти изменения.

В августе на совещании, посвященном этой проблеме, Путин поручил к 1 октября подготовить принципы модернизации первичного звена, расписать региональные программы модернизации до 1 июля 2020 года, а также создать механизмы контроля качества этих программ и их реализации. 

31 октября в Светлогорске президент провел встречу с представителями общественности Калининградской области, куда специально пригласили людей, так или иначе связанных со здравоохранением в целом — тех, кто разбирается и работает в первичном звене. За последние годы федеральные власти несколько раз подходили к вопросу улучшения ситуации, направляли туда приличные деньги, но проходило время и выяснялось, что надо опять вернуться к этому вопросу. Возвращались, думали, что в регионах и муниципалитетах достигнутый уровень будет поддерживаться, но не получалось. Проблема оказалась системной. А причина, по словам Путина, — в разрыве между уровнями власти: 

Судя по тому, что мы видим на практике, происходит это в том числе и потому, что у нас даже в основном законе, в Конституции, есть определенный разрыв между муниципальным уровнем и государственным. Муниципальный — это не государственный уровень согласно основному закону страны, а региональный и федеральный — это государственный. Что получается? Получается, что на федеральном, да часто и на региональном уровне, говорят: это не наш уровень ответственности, пускай там, в городах и поселках, делают, что хотят. А в городах и поселках говорят: да мы бы сделали, что хотим, — у нас денег нет, давайте перераспределять источники финансирования. И это продолжается бесконечно.

Среди национальных проектов есть проект "Здравоохранение", на него направлены до 2024 года триллион триста миллиардов рублей. Эти деньги выделены на борьбу с онкологией, крупные региональные лечебные заведения, межрегиональные центры. Но рядовой гражданин в 85% ходит лечиться не от рака, а в свою районную поликлинику, а на них средств выделяется всего 237 миллиардов — явно недостаточно.

После встречи с общественниками состоялось заседание президиума Госсовета, на котором собрались главы большинства регионов страны. Очень порадовал новый формат: сначала проблемы обсуждали вместе с правительством, губернаторами и экспертами, а потом уже прошел сам Госсовет. Оказалось, что президент очень хорошо информирован. Он даже в курсе того, как региональные чиновники в свободное время используют санавиацию, и запретил "одалживать" ее для охоты и рыбалки. 

Президент обратил внимание и на низкую доступность ФАПов, поликлиник, районных больниц. По опросам, более 60% граждан не очень высоко оценивают качество здравоохранения. Есть проблемы с квалификацией врачей, перегрузками, в том числе и бумажной работой, да и система оплаты труда оставляет желать лучшего. Порой доходит до абсурда.

Некоторые вещи, слушайте, ну просто вызывают удивление. Допустим, санитарок мы приравняли по темпам роста заработной платы к среднему персоналу — начали их переводить в уборщицы. Ну зачем? И так у них не такая уж большая заработная плата. На чем экономим‑то?

Поэтому проблему надо решать системно, так, чтобы, как сказал президент, "люди наши почувствовали на себе, на своей жизни изменение качества медицинских услуг". Он назвал финансирование недостаточным, после чего министр финансов пообещал, что дополнительные деньги на первичное звено обязательно найдутся. 

Позиция губернаторов, которая была определена с учетом двухдневной дискуссии по необходимости выделения ресурсов на модернизацию первичного звена, совпадает с оценками правительства. Это порядка 550 млрд рублей на пять лет. Это дополнительно к тому, что есть, начиная со следующего года.

Министр добавил, что за 5 лет могут быть полностью модернизированы ФАПы, поликлиники и районные больницы, причем большую част финансирования — 90% — возьмет на себя федерация. То, как быстро и качественно была проведена модернизация высокотехнологичной медицины в стране, дает надежду на то, что и в первичном звене все наконец-то наладится.