Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) усердствует над архисложной, всё равно, что ваш Бозон Хиггса, задачей, - поиска универсального, при этом наиболее оптимального и точного модуля измерения экономического положения (эффективности, благополучия) российских регионов.
Как измерить свершение, успех, чем объективно отобразить фиаско, неудачу? Сложная арифметика. Особенно, если речь идёт не об отдельных индивидах, например, учёном, который первым открыл формулу расщепления ядра урана, и не о спортсмене, покорившим в пятый раз Уимблдон, и не о квартете, побившем все мыслимые рекорды популярности в музыке, а некоем сообществе людей - о стране, области, городе и пр.
Хрестоматийный критерий социально-экономической эффективности государства или части государства - это уровень и качество жизни человека/общества, степень удовлетворения многообразия его ожиданий и потребностей, начиная от материальных и заканчивая духовными. Но, опять же, - каким аршином [общим] измерить качество жизни или, скажем, уровень экономической устойчивости, собственного экономического потенциала того или иного региона. Причем, с учетом уникальных специфик каждого субъекта, с поправкой на влияние общеэкономических тенденций.
Можно воспользоваться передовой методикой, разработанной экспертами ООН для измерения индекса благополучия государств. Эта методика основана на интегральной оценке трёх наиболее важных компонентов: а) долголетия, измеряемого ожидаемой продолжительностью жизни; б) уровня образования и в) дохода, измеряемого ВВП на душу населения (ВНД) по паритету покупательной способности». Или можно взять за основу критерии доходности, совокупного валового регионального продукта, или удельный вес каждого региона в общероссийском ВВП.
Однако в обоих (во всех) случаях необходимо учитывать уровень закредитованности территорий, на что акцентируют внимание многие наблюдатели, а он даже в успешных регионах зачастую зашкаливает. Например, в 2014 году банковские займы российских регионов увеличились с 38% до 43%, и с 29% до 31% выросли и кредиты федерального бюджета. И чтобы не получилось «общей температуры по больнице», придется погружаться в детали каждого региона в отдельности - что за кредиты, под какие обязательства взяты, с какой комиссией, учтены ли структуры доходов местного бюджета, «презумпция ликвидности» и пр.
Согласитесь, одно дело, если это деньги на строительство школ, больниц, музеев, стадионов, библиотек и пр. объектов сугубо социального назначения, и другое, если - на новые заводские цеха, фабрики и другие производственные предприятия, что в последующем обернется едва ли не сторицей для местного бюджета с учетом создания на них новых рабочих мест и, соответственно, дополнительных налоговых отчислений.
Кстати, есть интересная формула: каждое увеличение числа занятых на одну тысячу человек способно при средних характеристиках экономического потенциала региона принести в бюджет 574,7 млн руб. в год.
Фонд развития гражданского общества предлагает совершенно новый критерий измерения эффективности территорий, основанный на оценке соотношения налога на добавленную стоимость (НДС), перечисленного каждым регионом в консолидированный бюджет страны в отчетный период, к соответствующему периоду прошлого года с корректировкой на уровень инфляции.
- Во-первых, он прост и нагляден, во-вторых, универсален и равноприменим ко всем регионам, так как налог на добавленную стоимость, как универсальный косвенный налог, является одним из двух наиболее значимых бюджетообразующих налогов наряду с платежами на добычу полезных ископаемых, в-третьих, не требует дополнительного аудита, - говорит глава ФорГО Константин Костин.
По его словам, добавленная стоимость точно характеризует собственный экономический потенциал субъектов РФ, поскольку свободна от т.н. прошлого, овеществленного труда. Налог на добавленную стоимость, хотя и практически полностью перечисляется в федеральный бюджет, по факту является отражением налогооблагаемых баз налогов, формирующих бюджеты нижестоящих уровней. Это прибыль и заработная плата, т.е. доходы физических лиц. Надо добавить, что доля НДС в совокупных поступлениях может достигать 47%.
- Размер поступлений от НДС позволяет достоверно судить о большинстве аспектов функционирования экономической системы: вводе в эксплуатацию новых производственных мощностей (эффективность инвестиций); уровне производительных сил; совокупном уровне доходности как в отношении наемного труда (включая критерий занятости), так и совокупного уровня рентабельности производств и продукции (совокупная прибыль, маржа), - дополняет один из авторов модуля экономического развития субъектов РФ кандидат экономических наук Игорь Астафьев.
Кроме всего, этот модуль привлекателен тем, что администрирование НДС считается самым эффективным и отлаженным как в отношении механизма исчисления, так и в отношении правоприменения, а данные о его (налога) фактическом размере, регулярно публикуемые Федеральной налоговой службой РФ, - объективны, и значит, риск ошибиться - минимален.
- Все рейтинги тенденциозны, - считает докотор экономических наук Никита Кричевский. - И задача, которая стояла перед разработчиками, заключается прежде всего в том, что необходимо было найти объективный критерий, который учитывал бы не только текущую задолженность в соотношении, скажем, с бюджетом, но и экономическую генерацию, то есть, то, что регион в состоянии производить, делать, и какое участие в этом принимают региональные власти. И этот рейтинг, безусловно, является очень серьёзным подспорьем для региональных властей, потому что одно дело - социология, совсем другое - рекомендации, объективные экономические показатели, которые составлены на основе текущей деятельности того или иного региона.
При сопоставлении любых показателей с соответствующими прошлыми результатами для безошибочных рейтинговых оценок необходимо учитывать общий уровень инфляции и общую экономическую динамику, - уточняет Константин Костин. - Для этого обычно применяют индексы-дефляторы (к значениям текущего периода). При этом общий уровень инфляции следует использовать с осторожностью, поскольку а) оценка уровня инфляции у разных экспертов существенно отличается; б) инфляционное изменение цен у разных товарных групп имеет различную динамику, а подчас и направление. Зато в нашем случае мы располагаем динамикой ВВП за текущий и соответствующий период прошлого года в целом по стране, намеренно не скорректированной на уровень инфляции. Применяя этот индекс к динамике уровней экономического потенциала регионов, мы объективизируем наш критерий.
Так вот, в соответствии с этим модулем, чтобы максимально достоверно замерить благополучие регионов, Фонд развития гражданского общества предлагает размежевать территории по принципу «качества» НДС: если перечисленный [регионом] в бюджет РФ в отчетный период налог превышает соответствующий показатель минувшего года - это несомненный успех; если - паритет - тоже неплохо; если же, напротив, зафиксировано падение суммы НДС по сравнению с предыдущим годом - провал, поражение, фиаско.
Справедливо? Вполне.
И хотя есть один маленький, но щепетильный нюанс, заключающийся в проблеме уклонения от уплаты НДС (по оценкам экспертов, общая сумма неплатежей может достигать 1,8-2 трлн руб.), тем не менее, в сравнении с иными критериями разработанный ФорГО модуль видится мало что универсальным, но и наиболее объективным и, что очень важно, справедливым.