В Госдуму внесли законопроект о внесении изменений в главу 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Поправки вводят в правовое поле понятие "Организатор исследований структуры рынка потребления". Кроме того, документ прописывает создание Реестра организаторов, куда включаются компании, проводящие исследования на территории более половины субъектов РФ, или по решению ФАС другие компании при наличии в их работе определенных законом критериев.
При этом вся обработка данных, их систематизация и анализ должны будут осуществляться на технических средствах организатора на территории России, также нормативно закрепляется запрет и ответственность за манипуляцию данными, за публикацию и использование заранее недостоверных данных. Документ вводит прямой запрет на исполнение любых решений недружественных государств о введении ограничительных мер в отношении России, дискредитации РФ.
Основными целями поправок являются:
• Противодействие санкциям недружественных стран, минимизация рисков приостановки деятельности исследовательских компаний на территории страны.
• Деятельность, направленная на защиту экономических интересов РФ, в частности -чувствительной информации о ключевых параметрах потребительского рынка и рынка услуг.
• Защита данных и любой информации ограниченного доступа и исключение возможности трансграничной передачи.
• Обеспечение бесперебойности и непрерывности исследований рынка.
Напомним, последние 20 лет на территории России ряд компаний занимаются исследованиями, собирают и аккумулируют данные, в том числе о ценах на все основные группы товаров повседневного спроса, о стоимости и составе потребительской корзины, динамике трат на различные товары, о здоровье населения, диагнозах, рекомендуемых медикаментах. Эксперты отмечают, что даже в обобщенном виде такая информация содержит важные сведения о российском населении, повседневной̆ жизни, вопросах здоровья и потребления.
Большую часть подобных исследований на территории Российской Федерации осуществляют иностранные компании - это Ipsos (Франция), GFK (Германия), Nielsen (США). Также к ним можно отнести исследовательски компании Tiburon, IQVIA и OMI Interenational. В состав акционеров этих компаний входят граждане-резиденты других стран.