Мнение

Война при смене власти: что стоит за арестом российского танкера Nika Spirit на Украине

Война при смене власти: что стоит за арестом российского танкера Nika Spirit на Украине

30 июля Приморский районный суд Одессы постановил арестовать российский танкер Nika Spirit вместе с документами, изъятыми в ходе обыска. "Мы это сделали. Точка", — написал в Facebook главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос. Корабль обвиняют в том, что он, еще под названием Neyma, участвовал в операции российских пограничников в ноябре прошлого года, когда госграницу РФ попытались нарушить украинские суда. Экипаж отпустили, но остались вопросы, кому и зачем понадобилось раскручивать это дело. Максим Равреба разбирался в особенностях украинской политики после выборов. 

Никогда не было и вот опять. Именно так могли подумать, когда на фоне наметившегося потепления российско-украинских отношений и явного нежелания Зеленского следовать путями предшественника СБУ с санкции Главной военной прокуратуры Украины задержало в порту Измаил российское судно с экипажем. Все напряглись, ибо это было ну очень похоже на провокацию ноября 2018 года в Керченском проливе, которую санкционировал лично Порошенко. Украинские нарушители тогда были задержаны, моряки находятся в СИЗО, но Порошенко тоже проиграл, потому что этот эпизод не помог ему отменить выборы, введя военное положение, а выиграть их не сложилось. Осадочек остался, так что ответная провокация была вопросом времени. Но Порошенко провалился, в его кабинет зашел популярный актер и абсолютно непрофессиональный политик Владимир Зеленский. Мир на Украине и Донбассе он провозгласил своей главной целью с трибуны Рады, когда присягал.

Правда, ничего подтверждающего свои намерения новый глава государства не свершил, но это связывают только с тем, что "VIII созыв войны" нужно было убрать со сцены, проведя внеочередные выборы. Они состоялись, ястребы вылетели из парламента. И вот в этом самом оптимистичном месте случилось то, что случилось. Сразу же подняли головы на Украине те, кто хочет крови, и высказали удовлетворение действиями СБУ. А в Москве не знали что думать. Там привыкли к неадекватности Киева, так что сразу же очень жестко предупредили о последствиях. 

Если речь идет о захвате россиян в заложники, это будет квалифицировано как грубейшее нарушение международного права и последствия не заставят себя ждать, — говорилось в официальном сообщении МИД РФ. 

Но буквально на следующий день российские моряки с Nika Spirit были уже в Москве. Все вздохнули с облегчением, видя, что это явно не происки Зеленского, а значит мирный вектор в силе. Прокомментировал ситуацию заместитель Лаврова Григорий Карасин. Он назвал ситуацию уже "менее драматичной" и заявил, что теперь, поскольку судно частное, отвечать на его арест в украинском Измаиле должны владельцы. Судьба танкера в компетенции украинских судебных властей, все решит суд.

Офису Зеленского отправлен сигнал, что Кремль не считает это межгосударственным конфликтом, видит его исключительно в арбитражной плоскости. Москва опасалась, как бы ни в чем не повинный гражданский экипаж не взяли в заложники надолго, потребовав обменять его на незадачливых украинских военморов. А раз все с людьми улеглось очень быстро, то позиция нашего великодушного МИД сразу же смягчилась, были сделаны реверансы украинской стороне, которая, к слову, хорошего отношения не особо и заслуживала. Но есть у подобной примиренческой позиции и серьезные причины.

Как только ситуация перестала быть casus belli, превратившись в частное дело, в ней нашли много странного. Есть мнение, что Россию чуть не подставили упомянутые чиновником МИД судовладельцы. Они прекрасно знали, что в украинские порты лучше не заходить, особенно после Керченской провокации. Украинцы задерживали даже простые рыбацкие шхуны со всем экипажем, вспомните хотя бы злоключения судна "Норд". 

А тут зашел целый танкер, к тому же тот самый, фотографию которого под Керченским мостом все видели. Nika Spirit заходит в украинский порт Измаил. Это рискованно. Заходит на ремонт, что предполагает продолжительную стоянку. А это уже опасно. Но для чего? И сразу возникает естественный вопрос: а кто владелец Nika Spirit, танкера смешанного типа "река-море" 1989 года постройки. Во время стояния на посту по охране рубежей нашей Родины в Керченском проливе он назывался Neyma. А до того — "Ленанефть" с портом приписки в Таганроге. В тот период владельцем было "Волго-Донское судовое агентство". 

В украинском доке судно хотели переделать из танкера в сухогруз. Это слова Фотия Эскизова, совладельца компании "Фос шипинг менеджмент", которую сейчас называют собственником судна. Ранее всплывало другое название компании-судовладельца — "Альтомар шиппинг", собственником которой является Сергей Шувалов, который нанимал экипаж. Он же — соучредитель "Фос шипинг менеджмент".

Продать Neyma пыталось из-за долгов "Волго-Донское судовое агентство". Именно в этот момент судно и использовали для перекрытия фарватера, чтобы воспрепятствовать проходу украинских военных катеров. Как это делают ГИБДД, когда срочно нужно задержать преступника. Это законно. 

Возможно, именно это и стало приманкой для СБУ, хотя в Измаиле незадолго до Nika Spirit побывало еще одно российское судно Omskiy-103, которое никто не тронул. Украинские СМИ сообщают, что о готовящейся операции по задержанию танкера Nika Spirit были информированы не менее 20 человек. Все вроде бы объяснимо. Но только не мотивы украинской стороны.

Загадочны заказчики ареста судна, которые сидят где-то в Киеве. Отпускать экипаж в их планы явно не входило, и только жесткий окрик Москвы отрезвил их. Дело в том, что со сменой имени корабля скорее всего сменился и экипаж. Это не жители Крыма, гражданами Украины они не были, так что повторить историю с "Нордом" не вышло бы. В этом месте становится интересно, кто же так подставил танкер Nika Spirit, сделав бессловесное судно подсудимым в украинском суде. Есть мнения и на этот счет, но они уже совершенно далеки от судоходства и мореплавания, а лежат в плоскости тайн киевского двора. Дело в том, что Зеленский, с которым связано так много надежд и украинцев, и жителей Донбасса, и россиян, получив власть де-юре, не имеет ее еще де-факто. Сейчас очень рискованный переходный период. Новой Рады еще нет, есть только старая, которая саботирует Зеленского, — правительство Гройсмана, а также полностью враждебные команде Зе силовики. У них есть очень четкий мотив наломать побольше дров. Они могли действовать в том числе по указке Порошенко.

На сегодня единственным человеком, который засветился около Nika Spirit, стал главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос, который давал санкцию на арест и объявил о решении суда. Именно офис президента Украины через и.о. главы СБУ (человека Зеленского) Ивана Баканова дал указание отпустить российских моряков, а танкер задержать. Эта команда разочаровала не только "партию войны", но и участников спецоперации в Измаиле, которые рассчитывали завоевать симпатии нового начальства. Как рассказал украинскому изданию theБабель, принадлежащему Коломойскому, высокопоставленный источник в Генеральной прокуратуре Украины, 16 июля глава офиса президента Украины Андрей Богдан встречался с министром обороны (человеком Порошенко) Степаном Полтораком и уговаривал его написать в Генпрокуратуру письмо об отзыве Матиоса. Полторак отказался. Контракт военного прокурора истекает 14 октября, так что возможно, что инцидент с российским танкером — свидетельство тайной войны при смене власти. И от людей Порошенко можно ожидать еще чего угодно.