21 мая на Netflix вышел "Армия мертвецов", новый фильм Зака Снайдера ("Лига справедливости"), который разрабатывался ещё в 2000-х. В главных ролях – Дэйв Батиста ("Стражи Галактики"), Элла Пернелл ("Малефисента"), Матиас Швайгхёфер ("Курск") и другие. Это один из самых дорогих проектов сервиса – бюджет фильма равняется $90 миллионам. Иван Афанасьев рассказывает, чего ждать от, пожалуй, самого личного фильма Снайдера в его карьере.
После довольно нелепой автокатастрофы с участием грузовика с секретным грузом из "Зоны 51" Лос-Анджелес оказывается охвачен эпидемией невероятно заразного вируса, превращающего людей в зомби. Довольно быстро власти строят высоченную стену вокруг города, а потом решают скинуть на него небольшую атомную бомбу, чтобы "зачистить" заразу. Эта ситуация крайне не нравится крупному бизнесмену Танаке, у которого осталось $200 миллионов наличкой в крупнейшем казино города. Он собирает команду из ветеранов локальной "войны миров Z" во главе с мордоворотом Скоттом. Они должны проникнуть на территорию казино и выкрасть деньги в обмен на четверть от полученной суммы. Ситуация осложняется тем, что за воякой увязалась его обозлённая взрослая дочь, у которой за стеной оказалась лучшая подруга.
Зак Снайдер, преподнёсший неожиданный сюрприз в виде второго фильма за год (если считать т.н. "снайдеркат", приведённый в приемлемый вид авторский вариант "Лиги справедливости"), очевидно прикипел к проекту душой и вынашивал его, как дорогое дитя. Это первый в карьере режиссёра фильм, где он не только получил полный продюсерский и сценарный контроль, но ещё и встал за камеру в качестве сам-себе-оператора. Обычно таким промышляет, разве что, Стивен Содерберг, на чей "Одиннадцать друзей Оушена" картина Снайдера неожиданным образом похожа. Здесь тоже есть бравый массовик-затейник, собравший вокруг себя команду спецов во имя завиральной идеи – грабануть казино посреди зомби-апокалипсиса. Плюс, конечно, очевидные заимствования у Джорджа Ромеро, чей фильм "Рассвет мертвецов" Снайдер "ремейкнул" в самом начале своей карьеры (плюс кусочек "Побега из Нью-Йорка" Карпентера). Можно сказать, что круг замкнулся.
Смотрится "Армия мертвецов", как амбициозный, громоздкий и дорогущий фильм мечты, ручной выделки жанровый эксперимент с совмещением драмы, классического зомби-хоррора и ураганного боевика. Жанровая неоднородность фильма одновременно является его плюсом и подкладывает ему свинью. Скажем, драматические перипетии в "Армии мертвецов" порой смехотворно пусты: что тут скажешь, если лучшим актёром в фильме оказывается бывший рестлер (даже Грут в "Стражах галактики" был харизматичнее своего коллеги). А сами персонажи, которых в тесную коробку казино набивается, как пассажиров в утреннем вагоне метро, покидают бренный мир, не успевая толком обрасти хоть какими-то химическими связями между собой (за исключением разве что слегка неожиданного броманса между немцем-взломщиком и афроамериканцем-сапёром). Впрочем, у Снайдера всегда было так себе с персонажами, просто в этот раз они какие-то совсем уж безликие.
С другой стороны, в редкие моменты фильм разражается довольно ураганным экшеном – и тут тянешься пожать постановщику руку. Причём речь не только про сами перестрелки (которые срежиссированы достаточно здорово), сколько, например, про предшествующий одной из них эпизод с героями, ползающими между замершими в анабиозе мертвецами, похожими на восковые фигуры. В такие моменты понимаешь, что Снайдер - достаточно талантливый постановщик с богатой фантазией. Жаль только, что финал фильма сильно сбавляет в оборотах и вместо срывающего покровы "мяса, крови, рок-н-ролла" мы получаем скучноватый эпилог с намёком на продолжение (которое уже разрабатывается на том же Netflix’е). Да ещё и с треком Zombie группы The Cranberries – то ли в качестве дани памяти по не так давно почившей солистке, то ли просто потому, что здесь всё очень серьёзно.
Проблема в том, что "Армия мертвецов" смотрится фильмом как будто бы опоздавшим: всё это мы уже видели, причём не раз и порой в куда лучшем качестве. Своеобразная проповедь (или исповедь) Снайдера, конечно, по-своему впечатляет и очаровывает, но в ходе просмотра возникает какое-то странное ощущение, будто попал на чужой праздник, оказавшийся похоронами. Слишком уж много в фильме личного контента, который его тяготит и тянет ко дну. Больше всего он напоминает, по интонации, даже не картины Джорджа Ромеро или всё те же содерберговские боевики-ограбления, а, неожиданно, последний на данный момент фильм Фрэнсиса Форда Копполы "Между", но это был такой в меру дружелюбный арт-хаус, действительно кино на грани жанрового и авторского высказывания. "Армия мертвецов" же, прикидываясь зомби-муви, оказывается чуть ли не тургеневской притчей. А Снайдер, скажем прямо, не Ларс фон Триер, чтобы нам хотелось копаться в его голове.