Страны Ближнего Востока в последнее время активнее строят отношения с Россией и Китаем, тогда как Запад "отступает" из региона. Об этом заявил директор Центра Ближнего Востока в Колледже Святого Антония Оксфордского университета Юджин Роган, передает РИА "Новости".
"Сейчас на Ближнем Востоке больше восточных стран, западные отступают. Если мы смотрим на внешние силы, которые показали готовность и способность действовать в этом регионе, то в последние 10 лет Запад был выдавлен оттуда, и регион больше смотрит на Россию и Китай как на новых акторов, которые там готовы что-то делать", — сказал Роган во время выступления на Ближневосточной конференции клуба "Валдай" и Института востоковедения РАН.
По его словам, эта "вовлеченность в регионе" имеет преимущества и недостатки, а также "дает поводы, чтобы понервничать". Роган напомнил, что Россия вовлечена в дипломатический процесс вокруг конфликтов в Сирии и Ливии, что говорит о том, что Москва "ищет способы включиться в перестройку порядка в регионе". Китай, в свою очередь, недавно подписал соглашение с Ираном о сотрудничестве на 25 лет.
"Китай будет инвестировать сотни миллиардов долларов в инфраструктуру, военные проекты, в разведку, искусственный интеллект, телекоммуникации [Ирана]. Все, скорее всего, в обмен на дешевую иранскую нефть для китайской экономики. Конечно, Ирану важно вырваться из изоляции из-за санкций США", — добавил востоковед.
Европа, несмотря на исторические корни влияния на Ближнем Востоке, сейчас играет там ограниченную роль. Бывшие метрополии Британия и Франция на текущий момент не имеют возможности существенно влиять на процессы в регионе. Политика США в отношении Ближнего Востока постоянно меняется с приходом новой администрации.
США сейчас сложно анализировать, особенно в последние 10 лет. Мы видим, как качается маятник таких разных президентов, как [Барак] Обама, [Дональд] Трамп, а теперь [Джо] Байден. Нет постоянства в американской политике. В результате сложно нарисовать целостную картину: пытается ли США создать где-то новую империю, тем более на Ближнем Востоке.