Динамически развивающиеся события на Украине вытолкнули на второй план очень неудобную для польских властей тему - тему участия Польши в системе американских секретных тюрем, в которых без суда и предъявления каких-либо обвинений содержались лица, считаемые спецслужбами США террористами. Причем в таких секретных тюрьмах к задержанным применялись методы допросов, недопустимые в самих Соединенных Штатах - изощренные пытки.
Перетягивание каната тайны
С момента, когда в ноябре 2005 года взорвалась информационная мина о системе секретных тюрем, созданной ЦРУ в разных странах мира для содержания лиц, подозреваемых в терроризме и применения к ним жестоких методов получения показаний, попытки раскрытия всех секретов этой незаконной практики напоминают перетягивание каната. С одной стороны к раскрытию правды как бы стремятся журналисты, правозащитники, Европарламент, а в последнее время также Европейский суд по правам человека в Страсбурге. С другой стороны ЦРУ, американская администрация и польские власти вместе со своим главным стратегическим партнером за океаном делают все, чтобы правда никогда не была раскрыта.
Представители польских властей поначалу вообще категорически отрицали участие в этой нелегальной операции ЦРУ, утверждая, что никаких секретных тюрем на территории Польши не было.
Лешек Миллер, лидер пост-коммунистического Союза демократических левых сил, который тогда (в 2001-2004 годах) возглавлял польское правительство, неустанно повторял, что тюрем ЦРУ в Польше не было. Сейчас под напором все новых фактов изменил свою тактику: если такой объект был на территории Польши, то он о нем ничего не знал. Такую же позицию занимает тогдашний президент Польши Александр Квасьневский, которому в случае подтверждения правоохранительными органами всех фактов, появляющихся в прессе и аналитических материалах, также грозила бы ответственность.
Когда в 2001 году лидер оппозиционной тогда партии "Самооборона" Анджей Леппер с трибуны Сейма сказал о "приземляющихся в Польше талибах*", послушная пропаганда оценила его заявления как бред сумасшедшего. В 2006-2007 он занимал пост вице-премьера, в частности, в правительстве Ярослава Качиньского. Когда в 2010 году журналисты одной из газет расспрашивали Леппера (тогда он уже не занимал никаких государственных постов) о том, что конкретно он знает о секретных тюрьмах, он отказался отвечать на такие вопросы, признав, что боится за свою жизнь.
В 2011 году Анджей Леппер был найден мертвым в офисе своей партии в центре Варшавы. По версии полиции и прокуратуры, он покончил жизнь самоубийством.
Страсбург за гласность
Несмотря на все попытки спрятать дело секретной тюрьмы ЦРУ за грифом секретности, они не до конца удались, хотя, несомненно, осложнили и по-прежнему осложняют раскрытие всех обстоятельств деятельности ЦРУ в Польше и других странах. Переломным моментом в раскрытии тайн операции стала позиция по этому вопросу Совета Европы и доклад созданной им комиссии под председательством швейцарского сенатора и в прошлом прокурора Дика Марти.
Во "всемирной паутине", говоря словами Дика Марти, участвовало 54 государства, хотя степень их активности была разная: некоторые лишь предоставляли свое воздушное пространство для самолетов ЦРУ. В Польше в 2002-2003 годах ЦРУ содержало своих узников в тщательно охраняемой школе польской разведки в Старых Кейкутах, расположенной в лесистом и глухом районе Польши в поблизости Великих Мазурских Озер. Самолеты ЦРУ приземлялись в аэропорту в Шиманах, который трудно даже назвать аэропортом в полном смысле этого слова, поскольку это всего лишь бетонная взлетно-посадочная полоса на огромным поле.
Летом 2011 года адвокат одного из подозреваемых в терроризме, которого американцы допрашивали с пристрастием в Польше, направил жалобу на затяжной характер польского следствия в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В начале февраля прошлого года, несмотря на попытки блокады со стороны польских властей, суд решил отменить негласный характер производства, который действовал с начала открытия дела.
В Польше это секретное следствие возбуждено в марте 2008 года. Теоретически прокуратура пытается, в частности, выяснить, было ли согласие польских властей на создание в 2002-2003 годах на территории страны секретных тюрем ЦРУ, а также имело ли место превышение полномочий кем-либо из представителей компетентных государственных органов, которые согласились на применение пыток по отношению к подозреваемым. Но до сих пор каких-либо практических эффектов дело не принесло.
Не случайно, в сентябре прошлого года комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Мужниекс призвал Польшу к скорейшему окончанию этого следствия, публикации его результатов и привлечения к ответственности виновных, даже если они занимают высокие государственные должности.
Секретная аренда и секретные деньги
Тема секретной американской тюрьмы в Польше оживилась после очередной публикации на прошлой неделе во влиятельной газете "Washington Post", которая последовательно идет в направлении разоблачения незаконной деятельности ЦРУ и сотрудничавших с ним стран.
Журналисты представили очередные конкретные данные, связанные с участием Польши в секретной операции ЦРУ. На встречу с ними решился бывший вице-директор ЦРУ по оперативным вопросам Хосе Родригез. Он подтвердил, что благодаря "усиленным методам допросов", применяемым на польском объекте (наиболее "нежными" из них были подтапливание и лишение узника сна), американцам удалось получить от задержанных "драматически важную информацию".
ЦРУ, как написала газета, заплатило за "аренду" секретной тюрьмы в Польше 15 млн долларов. Причем сцена передачи денег выглядела, как в голливудском фильме: переданы они были наличными, в картонных коробках, которые прилетели как дипломатическая почта, которую приняли офицеры польской разведки.
Журналистам удалось раскрыть даже личные данные офицера ЦРУ, который был руководителем этой операции в Польше. Был им опытный сотрудник управления Майк Сили (Mike Sealy), который возглавлял небольшую группу офицеров, состоящую из шести человек - оперативных работников и аналитиков. В рамках "аренды" объекта в Старых Кейкутах американцы получили исключительное право пользования: ни один поляк не имел доступа на "американскую" часть базы.
Деньги за пытки?
- Никакие деньги не могут оправдывать нарушения Конституции Республики Польша - подчеркивает Адам Боднар из Хельсинского фонда прав человека. Правозащитник отмечает также, что еще недавно польские политики давали понять, что "благородными целями сотрудничества" с американцами была борьба с терроризмом и помощь Америке, которая "испытала на себе подлый удар террористов". Сейчас оказалось, что все сводилось к деньгам.
Как подчеркивает Адам Боднар, история с секретной тюрьмой ЦРУ имеет для репутации Польши на международной арене серьезные негативные последствия, поскольку ставит ее в одном ряду со странами, которые согласились на методы, недопустимые в самих Соединенных Штатах.
Не скрывает своих крайне негативных эмоций также Юзеф Пиниор, легенда польской "Солидарности", в 2004-2009 годах депутат Европарламента и член его комиссии по вопросам секретных центров ЦРУ в Европе, а в настоящее время сенатор.
- Информация о передаче польской разведке 15 млн долларов компрометирует польское государство, которое должно как можно быстрее выяснить этот вопрос. Полностью подтвердился самый черный сценарий: Польша во времена правления Лешка Миллера была банановой республикой - так комментирует он новые аспекты этой истории.
И добавляет: - Жаль, что это не польская юстиция привела к раскрытию этого дела. Это позорная ситуация. Польское государство, юстиция, правительство должны как можно быстрее опубликовать материалы следствия. Иначе мы станем посмешищем Европейского Союза. Мы учим Украину, как должна выглядеть демократия, а сами берем деньги за пытки?
ИА REGNUM- * «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.