Неожиданным выдался 2021 год в политике. Очень неожиданным, причем в позитивном смысле. Вместо ожидаемого хоррора, связанного с локдаунами, санкциями, выборами, активностью Запада, мы получили самую натуральную пастораль. И главная заслуга в этом принадлежит несистемной оппозиции. О том, как такое могло произойти, рассказывает Сергей Кузнецов.
В системе и вне
В России, как и почти в любой стране, есть два типа оппозиции. Системная — легальная, встроенная в политическую иерархию, баллотирующаяся на выборах как стабильная и понятная избирателям сила. И несистемная — легальная или нет, отрицающая существующую систему, на выборах присутствующая разве что спонтанно, обычно настроенная на захват власти в обход существующих институтов.
Но это только формально. Фактически называть оппозицией три с половиной парламентские партии, как бы противостоящие "Единой России", довольно сложно — хотя бы потому, что все они объединены в поддержке действующего президента. Отсюда особое внимание к оппозиции несистемной.
Так вот, в 2021 году несистемная оппозиция в России исчезла. Уничтожила сама себя чередой глупых поступков и действий, растеряв сторонников и сочувствующих. Ниже детальное описание способов этой самоликвидации.
1. Ставка на детей
Попытки вывести несовершеннолетних на несогласованные митинги было ошибкой. Трудно представить более эффективный способ отвратить от себя избирателей — то есть родителей этих самых подростков, направивших свой естественный возрастной бунт на политическую систему. И дело не только в не менее естественном опасении за своих детей. Дело в том, что взрослому состоявшемуся человеку не только смешна, но и противна мысль о том, что какие-то подростки под управлением мутных "лидеров протеста" выходят на площадь и решают, как ему жить. Очень серьезная дискредитация несистемной оппозиции как потенциального мозгового центра общества.
2. Нас звали, а мы не вышли
Эти митинги должны были стать особо массовыми после оглашения приговора Алексею Навальному****, которому суд заменил условный срок реальным. Но если окружение Алексея Анатольевича ожидало многомиллионных протестов, оно жестоко просчиталось. Без всяких полицейских санкций и ковидных ограничений народ просто проигнорировал и приговор 2 февраля, и "митинг с фонариками" 14 февраля, и даже "полумиллионный" онлайн-митинг. Зато утечка данных о зарегистрировавшихся на этот митинг гражданах вновь подорвала и без того шаткое доверие к "лидерам протеста".
3. Чудесное выздоровление — 2
Игра Алексея Навального**** в больного продолжилась и после выздоровления от загадочной болезни, постигшей его во время прошлогодней сибирской поездки. На зоне блогер жаловался на боли в спине и левой ноге, на невозможность нормально передвигаться — и все бы ничего, если бы не видео с камер наблюдения, где видно, как особо известный заключенный совершенно нормально передвигается по бараку без всяких признаков болезни.
4. Поскребли — и вылез коммунист
С УГ все было ясно уже достаточно давно — но отнюдь не всем. А вот в 2021 году система "Голосуем за самого перспективного неединоросса" устроила настоящий камингаут. Очень неприятным сюрпризом для пламенных поклонников рукопожатных людей стало то, что УГ — это, по сути, избирательный инструмент левых. Именно коммунистов уже далеко не в первый раз проводил в парламенты всех уровней "либерал" Алексей Навальный***. Но, как помним, позднее в КПРФ категорически открестились и от Навального****, и от УГ.
5. Кровью и не пахло
Полный срыв сценария протестов после выборов в Госдуму. Еще пару лет назад автор этих строк полагал, что август-сентябрь 2021 года в России вполне могут стать кровавыми: планы несистемной оппозиции вывести людей на улицы независимо от итогов выборов секретом ни для кого не являлись. Но не вышли. Вообще. Ни за Навального****, ни за Соболь, ни за Волкова со Ждановым и их доходы. Людей, страшно сказать, устроили результаты. Им не нужен ФБК* (признан экстремистским и запрещен в Российской Федерации) в Госдуме. Спокойно народ отнесся и к закрытию структур Навального после признания их экстремистскими. Естественно, тут же рухнули и все кампании по сбору средств с наивных сторонников Навального. Страшное разочарование для лидеров несуществующего протеста.
6. Врачи оказались умнее
Очень серьезной потерей для этих лидеров стали заявления главы "Альянса врачей"** (признан в России иноагентом) Анастасии Васильевой — тоже несистемного общественного деятеля. Врач — это святое, и поддержка со стороны сколько-нибудь серьезной организованной группы медиков, безусловно, добавляла веса структурам Алексея Навального****. Но после недолгой совместной деятельности госпожа Васильева потребовала не втягивать профсоюз в политику и категорически отказалась от союза с группой Навального.
7. Забвение
Маленьким, внешне незначительным, но очень символическим венцом ужасного года для несистемной оппозиции стал обряд вручения ее заключенному лидеру Сахаровской премии. И дело даже не в ужасном, непродуманном выступлении его дочери, а в банальных опечатках: клерки Европарламента наградили за борьбу с "корупцией" некоего "Алескея Навального****".
Они просто не помнят имени лидера несистемщиков. А есть ли в политике кара хуже, чем забвение при жизни?
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ
- ** организация-иноагент, внесенная Министерством юстиции РФ в список иностранных агентов
- *** лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
- **** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга