Украина и ЕС поспорили из-за денег. Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель имел смелость прямо заявить Зеленскому, что Украина должна научиться даже в сложный период реформ полагаться на собственные силы. "ЕС не банкомат", — напомнил Боррель и вызвал гнев в Киеве. В Верховной раде в ответ заявили, что Киев тоже не банкомат, и потребовали вернуть выведенные за время реформ деньги. Ни много ни мало 13 миллиардов долларов. Такую цену выставили за то, что страна стала колонией после закрытия предприятий и сворачивания производства. Дмитрий Лекух — об этой не замеченной на фоне Карабаха перепалке союзников.
Как бы забавно ни выглядели сейчас события вокруг замершей в состоянии неопределенности Белоруссии, Украина все равно продолжает быть символом того, как им, белорусам, точно не надо никогда даже пробовать со своей страной поступать.
Если вы обратили внимание, мягко говоря, не "пробелорусский" Евросоюз в ужасе шлет сигналы в Минск протестующим: мы, конечно, желаем свободолюбивой красно-белой республике всего хорошего и замечательного. Но только не по внедренному нами же самими с нашими верными заокеанскими союзниками на соседней южной территории кошмарному украинскому сценарию. Потому как такого двойного безобразия уже никакая гибкая европейская нравственность при всем желании не перенесет.
Еще раз, самое смешное, не желают Белоруссии украинского варианта те самые благополучные европейские страны, которые над самой Украиной настолько успешно и "поработали". То есть цинизм сложившейся ситуации невозможно переоценить. Номинальные украинские власти ведь что при Порошенко, что при Зеленском не делали и не собираются делать ничего, чего бы им не рекомендовал все тот же замечательный западный мир: Международный валютный фонд, например, Европейский банк и/или прочие руководящие по отношению к властям современной Украины организации.
Простите, но тут прямо как в том грубом и простонародном украинском анекдоте: "нi, это нi Остап, это кто другiй Остапу в його шаровары насрав". Лучше не скажешь.
И, кстати, подобное применение этих даже не двойных, а уже неведомо каких по счету стандартов даже и не смешно: это за кого же старшие европейские товарищи принимают "преданных европейским ценностям" украинцев? Если даже и не стесняются протестующим белорусам такое при южных соседях-то говорить?!
Как там в одесском анекдоте рассказывается, но уже немножечко о другом:
- Мадам, а мне только кажется или вы действительно смотрите на меня как на какашку?
- Ой, не беспокойтесь, дружочек, со зрением у вас все по-прежнему хорошо…
Во время своего недавнего визита в Киев не кто иной, как сам глава европейской дипломатии Жозеп Боррель произнес фразу, хоть и убранную впоследствии с официального сайта ЕС, но мгновенно разошедшуюся по всем заинтересованным СМИ. Слово не воробей, опытному европейскому политику это глупо не понимать. Значит, и нет никаких сомнений в том, что Боррель все как раз более чем прекрасно и понимал. Просто плевать он хотел на "обиженных" и не желал их реакцию хотя бы как-то серьезно воспринимать.
Да, теперь на сайте МИД Евросоюза, конечно, красуется исправленная версия, из которой убрали это предложение. Тем не менее кэш поисковика Google сохранил исходную формулировку, которая звучит так:
Как я сказал президенту Зеленскому, Европейский Союз не благотворительная организация или банкомат. Лучший способ поддержать Украину для нас — это помочь в реформировании страны, но осуществить эти реформы могут только сами украинцы.
Как-то наивно думать, что глава европейской дипломатии, будучи вполне взрослым, трезвым и пригодным к ответственности за свои слова человеком, хотел что-то другое изначально заявить. Что хотел сказать, то и сказал. Зато многое стало понятно…
И пусть украинцы не обижаются, мол, мы все требования выполнили и МВФ, и не только МВФ, и с коррупцией боремся неустанно (не спрашивайте только про успехи), и землю к продаже подготовили, и на газ цены даже повышаем вовсю. За что же вы так с нами?! Да, в общем-то, практически ни за что.
В "диком" капиталистическом бизнесе есть такая предельно циничная, но хорошо работающая формула: никак не оформленная юридически и фактически исполненная разовая услуга считается по факту оплаченной. Ежели ты такой идиот, то зачем тебе еще и платить.
А то, что ты разрушил окончательно экономику своей страны и уже оформил к продаже последнюю свою ценность — землю — за долю малую, так это "разовая услуга" и есть. Не нравится — можешь попробовать отыграть назад. Вместе и посмеемся…
А теперь серьезно: если говорить собственно об экономике в широком смысле этого слова, то положение на Украине сейчас крайне непросто обозначить каким-либо другим словом, кроме как "катастрофическое". И дело даже не в количестве набранных кредитов, которые придется в самом скором времени отдавать.
Проблема в том, что эти долги даже теоретически на фоне уже распроданной, перепроданной и, чего уж там, просто банально просранной экономики, разрушенной промышленности и бездарно проигранной логистики, при существующих трендах банально невозможно отдать.
Простейший пример: только в августе месяце цены на газ для населения на Украине выросли на 9%, до конца года прогнозируется рост до 40%. С одной стороны, это чудовищно, с другой, казалось бы, вполне реалистичный способ ограбить в очередной раз население и заткнуть долговую дыру. Более того, с 1 октября электроэнергия для населения тоже подорожает почти в 3 раза, а холодная вода — на 22%. Нормальный источник дохода. И все было бы ничего, если бы не исчерпанность ресурса: украинцы просто перестали платить за ЖКХ. Кризис неплатежей, пусть и не сильно афишируемый, но особо и не скрываемый, достиг уже такой степени, что большинство вменяемых украинских даже проправительственных экспертов уверены: он лопнет неминуемо до конца текущего года. Спорят только о том, насколько серьезные последствия данная красота принесет.
Ну, и какой смысл вменяемым европейским кредиторам в таких обстоятельствах всерьез рассматривать этот источник дохода украинских властей как потенциальную возможность хотя бы частичного погашения долга? Никакого.
А кредитор, который просит денег без вменяемого залога и даже без теоретической возможности его отдать — это уже грязный нищий проситель, а не уважаемый получатель кредита. Грань эта для понимающих людей весьма существенна. И нынешняя Украина, похоже, уже и сама не заметила, как ее перешла. После чего мгновенно тупо перестала быть интересной потенциальным покупателям и "инвесторам": после уже "расписанной" продажи земли, причем на нижнем пике, по реально бросовым ценам, солидным людям там теперь просто вообще больше нечего покупать. Выморочные земли, в общем. Народ только до безумия жаль.
Что особенно печально, но необходимо честно понимать: российские власти подобного рода развитие событий не только прогнозировали, но и вполне цинично собирались и дальше собираются использовать при "дележе пирога". Этим, а не только разрывом торговых отношений с украинской стороны объясняется и спешное дублирование производств в том же судостроении, и не менее спешное строительство портовой инфраструктуры на Балтике и Черном море. Россия просто понимала, что Украина в любом случае будет просто банально разрушена и "раздербанена". Ну, и почему бы часть "причитающегося" под шумок не забрать себе? Мы ведь тоже "не банкомат и не благотворительная организация". И в этом смысле вообще ничем не отличаемся от того же ЕС.