Статьи

Славный путь моряков: как ВМФ стал символом возрождения России

Славный путь моряков: как ВМФ стал символом возрождения России

30 июля в России отмечается День Военно-Морского флота. Празднуют на Дальнем Востоке, в Черном море, на Каспии и Балтике. Самый масштабный в новейшей истории парад принял главнокомандующий российскими вооруженными силами Владимир Путин в Санкт-Петербурге. Туда прибыли 50 кораблей и подводных лодок, 40 самолетов и вертолетов, более 5 тысяч моряков Балтийского, Северного, Черноморского флотов и Каспийской флотилии. Платон Беседин - о том, что сегодня представляет из себя Военно-морской флот России и как он изменился.

Я родился в Севастополе, городе русской славы и гордости русских моряков. Там, где базируется Черноморский флот. С детства я помню глыбы серых кораблей, стоящих у причала. Мы, крапивинские мальчики, смотрели на них с восторгом и обожанием. И когда моряки сходили на берег, вышагивая в черной форме или белоснежных кителях, их провожали одновременно восторженными и немного завистливыми взглядами. Едва ли не каждый юноша хотел быть похожим на них, едва ли не каждая девушка мечтала выйти за моряка замуж. И по всему городу были разбросаны фуражечные мастерские.

В этом была своя эстетическая монументальность. Мы знали, что флот – оплот и мощь не только Севастополя, но и всей России. Такой же пиетет к морякам я видел и в Санкт-Петербурге, и в Мурманске, и во Владивостоке. Флот всегда оставался не только гордостью, но и оберегом России.

Однако лихолетье 90-х многое перевернуло. Моряков поставили в условия, когда им пришлось выживать, когда расшатывались и осыпались первоосновы государства, а флот был одной из них. В Севастополе это усиливалось и разделением на украинское и российское. Этот переломный момент хорошо показан в фильме "72 метра". И нашлись те, кто нарушил присягу, но больше оказалось тех, кто остался ей верен. Время доказало их правоту.

Но прежде они должны были пройти сложный путь, полный испытаний и подчас унижений. Когда из колосса, из символа моряк превратился в того, кем пожертвовать можно. Менялись сами устои, сами идеалы общества, и все меньше девушек смотрели на моряков с обожанием. Им подсунули в качестве героев сначала рэкетиров, а после менеджеров. И та страна заслуживала таких героев.

Однако Россия выстояла, а вместе с ней и флот. Наша страна преодолела уничижительный и самоуничижительный этап. Благодаря повседневному подвигу. Потому что для русского человека особенно важна преемственность, историческая память. И у многих ее пытались отнять, изничтожить, часто не без успеха. Однако на флоте и память, и традиции даже в самые трудные годы сохранялись.

В Севастополе на Матросском бульваре есть первый крымский памятник. На нем начертаны знаковые слова: "Потомству в пример". Это памятник лейтенанту Казарскому и бригу "Меркурий". Во время русско-турецкой войны он вступил в поединок с двумя турецкими линкорами. Только представьте: 18 пушек брига против 184 пушек линкоров. Любой другой бы капитулировал. Но команда брига решила дать бой, в котором не только выстояла, но и одержала победу.

В этом подвиге во всей полноте проявилась стойкость и решимость русских моряков. И память о нем питала уже и моряков нынешних, позволив им не отречься от своих ценностей, от своих начал. Неслучайно флаг с брига "Меркурий" передается от корабля к кораблю.

И крайне важно, что на флаге Андреевский крест. Он есть символ не только жертвы во имя высшего, но и первоисток, символ веры, мужества и решимости вытерпеть любое испытание.

Не только воинской доблестью славен наш флот. Исторически в местах своего базирования он выступал градообразующим элементом. Флот давал работу, кормил людей. И русские адмиралы, как, например, Михаил Петрович Лазарев, становились градоначальниками, преображая города и регионы. Флот не только защищал Отечество, но и созидал, укрепляя и развивая все сферы нашего общества.

И эта фундаментальность вкупе с преемственностью традиций и памятью помогла нам преодолеть разорванные 90-е. Сейчас мы читаем новости не о том, как крейсеры и авианосцы распиливаются на металлолом, а о том, как на воду спускаются новые корабли и подводные лодки. Напомню, что в 90-х постановлением №514 за подписью Егора Гайдара стала возможна узаконенная реализация демилитаризованных российских кораблей за границу. Они распиливались на цветные металлы, а некоторые вставали на службу других государств.

Обнищание флота было катастрофическим. Например, в первой половине 90-х численность частей боевого, технического и тылового обеспечения была сокращена на 20-25%, а на Балтийском флоте – на 50%. Количество эскадр сократилось на 50%, полностью были ликвидированы дивизии береговой обороны. Численность личного состава ВМФ к 1996 году была сокращена почти на половину, при этом корабельный состав сократили на 42%, а число самолетов и вертолетов уменьшилось на 63%.

Я помню, с какой тревогой мой дед и мой дядя, капитаны первого ранга, говорили о происходящем с флотом в 90-х, и я вижу, с каким достоинством и уверенностью они размышляют о происходящем сейчас. Потому, когда нам вновь попытаются рассказать, что "нулевые" с их высоченными ценами на нефть и газ были разбазарены, профуканы зря, мы не поверим. Свидетельство положительных перемен – наш новый, восстановленный из груд металла и отчаяния флот. Он символ возрождения страны.

Да, судостроение – пока что не самая эффективная часть российского ВПК, но важно, что запущенная программа модернизации флота именно в последние годы начинает давать результаты. По русской традиции мы долго разгонялись, зато быстро едем. Введены в строй десятки подводных ракетоносцев, корветов, сотни малых кораблей и судов обеспечения, запущена первая российская многоцелевая АПЛ 4-го поколения, модернизируются атомные ракетные крейсеры, разрабатываются корабли "Лидер". Только за последнее время на воду спущены малый ракетный корабль "Ураган", корветы "Совершенный", "Гремящий" и "Громкий", ранее атомные подводные лодки серии "Ясень". На Черном море флот усилен новейшими дизель-электрическими подлодками проекта 636.3 "Варшавянка".

В России действует долгосрочная программа по модернизации флота. На период 2011-2020 годов для переоснащения ВМФ в бюджет заложено около 4,7 трлн рублей. С 2008 по 2014 годы на воду спущены 20 новых боевых кораблей, в 2014 – 24 корабля и 2 многоцелевые подводные лодки.

Сейчас официально Черноморский Флот насчитывает 51 боевой корабль (всего более 250 кораблей, катеров, подлодок и судов обеспечения с личным составом 25 тысяч человек), Балтийский – 58 боевых кораблей и 56 надводных кораблей, 2 дизельные подводные лодки с личным составом 25 тысяч человек, Тихоокеанский – 77 боевых кораблей (всего более 300 кораблей, катеров и судов обеспечения с личным составом 30 тысяч человек), Северный – 79 боевых кораблей и 38 надводных кораблей, 41 подводную лодку (в том числе 9 специального назначения). Для сравнения: в 2010 году в России было всего 136 надводных кораблей.

До 2020 года ВМФ получит еще 54 новых надводных корабля, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей". Кроме этого, будет пополнение кораблями и лодками, выведенными из резерва. Вспомогательный флот получит более 90 судов.

Более интенсивное, эффективное развитие флота – первостепенная задача России. И главное здесь – реализация Морской доктрины, о которой сегодня на главном параде в Санкт-Петербурге говорил президент Владимир Путин. Эта программа охватывает 4 функциональных направления: военно-морскую деятельность, морской транспорт, морскую науку и разработку полезных ископаемых – на 6 региональных направлениях: атлантическом, арктическом, тихоокеанском, каспийском, индоокеанском и антарктическом.

Параду в Санкт-Петербурге не было равных в новейшей истории: 5 тысяч человек и 90 кораблей, самолетов и вертолетов Балтийского, Северного и Черноморского флотов, а также Каспийской флотилии. Это вселяет и уверенность в будущем, и чувство защищенности. И вместе с тем военно-морские парады во Владивостоке, Севастополе и, конечно, Кронштадте и Санкт-Петербурге сами по себе - праздник. Ведь в день ВМФ мы не только вспоминаем подвиги, но и благодарим за мирное настоящее.

И абсолютно прав Владимир Путин, вспомнивший на параде в Санкт-Петербурге слова адмирала Нахимова: "У моряка нет трудного или легкого пути, есть только один – славный". Согласитесь, это касается всех нас, свидетельством тому – российская история. Одно время мы притормозили на этом славном пути, но, похоже, вновь набрали обороты. И уже сейчас можем говорить: разрушение остановлено и начат новый этап – возрождения. Человек в белом кителе и с кортиком на набережной вновь собирает восхищенные, уважительные взгляды, и девушки с гордостью говорят "Мой муж – военно-морской офицер", а родители - "Наш сын служит на флоте". Самим морякам возвращена достойная жизнь и уверенность в том, что они соль России.

Первоосновы возвращаются в нашу страну, скрепляя ее вопреки всем трудностям и инсинуациям, а флот есть такая первооснова. Он несет в себе и особый сакральный смысл, напоминая о подвигах русского народа, ставя их потомкам в пример.