Общество

Владелец "Пятерочки" объяснил подорожание яиц

Владелец "Пятерочки" объяснил подорожание яиц
Фото Jakub Kapusnak | Unsplash

Рост цен на куриные яйца, зафиксированный в октябре 2023 года, обусловлен локальными проблемами их производителей, рассказала в интервью РБК президент X5 Group (владелец сетей "Пятерочка", "Перекресток", "Чижик") Екатерина Лобачева.

По ее словам, птицефабрики столкнулись со вспышкой птичьего гриппа, вызвавшего сокращение поголовья, а из-за девальвации рубля выросли издержки производства. Третьей причиной Лобачева назвала нехватку и подорожание рабочей силы — эта проблема на птицефабриках ощущалась особенно остро.

"Петухи есть, а рук нет", - говорит Лобачева.

По совокупности всех этих факторов стоимость продукции заметно выросла — по данным Росстата, в среднем по стране цены на яйца в октябре поднялись на 23,9% год к году. При этом спрос вырос, а предложение сократилось, что вызвало еще больший потребительский ажиотаж.

"Цены, по которым мы закупали яйцо у поставщиков, выросли почти на 40%, а каждое четвертое заказанное для магазина яйцо просто не доезжало до конечной точки, - объяснила топ-менеджер.

В итоге цены перешли к снижению, и Лобачева уверена, что это произошло благодаря тому, что государство не стало регулировать цены: "Практика показывает, что чем больше рынок зарегулирован, особенно с точки зрения ценообразования, тем будет больше манипуляций в виде перекупки товара в магазинах для его перепродажи по более высокой цене. Это происходило, пока действовало соглашение о сдерживании цен на сахар и подсолнечное масло".

Чтобы избежать повторения ситуации с яйцами, необходимо "плотное взаимодействие" с поставщиками, прогнозирование спроса, сотрудничество с мелкими фермами. Но даже если все сделать правильно, полностью обезопасить рынок от кризисов, которые могут затронуть любую отрасль, сложно.