Статьи

Царский вандализм: чем опасна альтернативная история

Царский вандализм: чем опасна альтернативная история

Суд до 26 июля арестовал Игоря Подпорина - вандала, который повредил в Третьяковской галерее картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Ему грозит до 6 лет тюрьмы. Сам Подпорин заявил, что был трезв, а картину ударил из чувства протеста - не соответствует она исторической истине, царь "Иван Грозный причислен к лику святых", он никак не мог убить своего сына. Позже он добавил, что сделал это еще и потому, что одинок. Были б дети и жена - не осмелился бы на такой шаг. Платон Беседин - о том, что стоит за этим нападением. 

Решил человек приобщиться к искусству. Пошел в Третьяковку, тяпнул 100 граммов водки (или не тяпнул, как заявил позднее) и, схватив столбики ограждения, бросился на картину Ильи Репина. Сокрушил стеклянный корпус и повредил шедевр. Но даже Герострата из него не вышло. К счастью, особо сложные для восстановления фрагменты не пострадали. 

Для чего делать подобное? Вопрос очевидный, но он лишь один из. Можно спросить, например, почему храм искусства, как называют Третьяковку любящие штампы журналисты, превращает свой буфет в бар и активно торгует алкоголем? Или почему так неэффективна охрана шедевров? Третьяковка за 4 года на 11 млн сократила расходы на охрану. У нас, знаете ли, не Музей Гуггенхайма и не Лувр, чтобы шедеврами разбрасываться. А дураков-то нынче много. Вот только сейчас, после акта вандализма, "Сбербанк" предложил установить современные системы защиты. Пока гром не грянет…

И все же – для чего? Был пьян? Нет. Хотел прославиться? Без шансов - в наше каннибальское время такие мелочи, как поврежденная картина Репина, обсуждают 2-3 дня. Тут минимум надо было сжигать себя после атаки. 

Допускаю, что вандал Игорь отчасти попал под воздействие энергетики картины. Беда с ней случается не впервые. Напомню, в 1913 году Абрам Балашов, иконописец и старообрядец, изрезал полотно ножом. Узнав об этом, хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов покончил с собой. Попав в галерею, полотно сначала не экспонировалось. И действительно, более тревожных картин в мире не столь много. Пожалуй, "Крик" Мунка или "Исследование портрета Иннокентия X работы Веласкеса" Бэкона составят Репину и его Грозному конкуренцию. 

Однако главная причина, по которой вандал сделал то, что он сделал, – неверие. "Потому что все это ложь", – сказал сам Игорь. В свое время Василий Бойко-Великий и его товарищи обратились к министру культуры Мединскому с открытым письмом, в котором требовали убрать полотно Репина из экспозиции. Мол, оно клевещет на царя и русский народ. Я уверен, что вандал Игорь не мыслил столь глубоко, но в определенный момент он и правда решил восстановить справедливость. На свой – уродливый – манер. 

Но разве не наблюдаем мы это каждый раз в публичном поле? Разве не видим всех этих "красных" и "белых", что несут свои хоругви или рядятся в кожанки, спасая Отечество? Одни носятся с мироточащими бюстами Николая II, другие тащат за собой иконы Сталина. И с красноватой пеной у рта доказывают, кто прав и велик. Концентрация разделения стала равна концентрации безумия. 

Произошедшее в Третьяковке - нечто большее, нежели поступок одного конкретного вандала. Это событие – из той же области, что и зверское убийство многодетной матери в Псебае. Все это рождается из пустоты в душе и мусора в головах. Люди, к сожалению, больше не видят людей. Они превратились в лозунги, по которым происходит идентификация "свой – не свой". Если чужой, то автоматически превращаешься во врага. То же касается и произведений искусства. Человек перестает мыслить в рамках эстетических категорий – отныне он мыслит сугубо с позиции идеологии. 

Этот фильм плохой, потому что он показывает неправильную Россию. Или так: этот сериал гадкий, потому что он славит власть. Это и смерть автора, и смерть текста, доминирование месседжа. Достоевский, Глазунов, Тарковский, Толстой, Солженицын, да кто угодно воспринимаются сугубо с их идеологической составляющей, а она формируется не ими самими, а их прочтением. Творец (да простит меня за это слово Вава Татарский) превращается в тотем, который крутят в зависимости от того, какое освещение ему надо дать.

И вместе с тем информационный поток накрывает человека. Отсюда и тотальное увлечение так называемой альтернативной историей. Мне пару раз доводилось общаться с авторами такого жанра. Одна писала о том, что "белые" в 1917 году все-таки победили. Общение с такими людьми – тяжкое дело, у Джима Джонса и его "Храма народов" было чуть больше терпимости и широты взглядов. 

Ладно книги, фильмы, реконструкции, но что делать с тем, когда альтернативная история проникает в мозги не только в качестве развлечения? Когда она вытесняет историю реальную? Ведь для этого надо не так чтобы много. Достаточно не иметь мозгов и регулярно смотреть, к примеру, программы Игоря Прокопенко и Анны Чапман. Можно много смотреть телевизор и серфить по интернету. Дальше зло сделает свое дело. 

И вот я еду с воронежским таксистом, у которого такая каша в голове, что отбросы в школьной столовой, сваленные в одно ведро, выглядят более упорядоченно. Сирия у него играет в футбол с Россией, украинских боевых пловцов атакуют российские дельфины, Трамп работает на "Моссад", Сталин ехал на Ялтинскую конференцию по тогда существовавшему мосту в Крым и так далее. Сперва я решил, что этот златозубый водила меня разыгрывает – ан нет, все реально смешалось в его пустой голове, напоминающей коробку из-под лампового телевизора. Вещание там идет вовсю. А если короткое замыкание – что случится? Он может резануть не только картину. 

Россия сегодня зашлакована обилием идиотической информации. Стандартов нет, правды тоже. Каждый волен верить во что угодно. Демократией, свободой тут и не пахнет, а вот помойкой, куда выкидывают фейки, альтернативные сюжеты из истории, политические басни и прочие яды, смердит так, что мы вот-вот задохнемся. Причем весь этот тлетворный хаос – в прогрессирующей форме. Раньше, помню, во всем были виноваты жидомасоны, потом рептилоиды, а сейчас кто? Но главное: кто-то должен быть виноват. 

Эта каша взрывоопасна. Поднеси кто спичку бунта, протеста, обиды – и случится новый крестовый поход, одного человека или многих. За царя, вскормленного существами с Альфа-Центавра, или Чингисхана, до сих пор живущего в подвалах Кремля. Потому на картине Репина безумный взгляд Ивана Грозного устремлен, прежде всего, в будущее. Держа окровавленного сына на руках, он вопиет: "Что я наделал?" Но следом идет другой стон: "Что еще наделаете вы, люди?" Грозный все знал. А вот что реально знаем мы?