Общество

Магазины получают до 500% прибыли с контрафактных продуктов

Магазины получают до 500% прибыли с контрафактных продуктов

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин и генеральный директор Международной ассоциации "Антиконтрафакт" Светлана Квасова рассказали Ruposters, что чаще всего подделывают в России, чем опасен контрафактный товар и как с ним борются. 

По словам Егармина, самая большая проблема - это подделка продуктов. 

В последнее время предлагают некий кормовой суррогат, который наводняет магазины. Вы приходите в магазин, видите котлеты из говядины или из мяса молодых бычков. Покупаете, едите, вам становится плохо. Приезжает скорая, говорит, что у вас аллергическая реакция, спрашивает, не ели ли вы курицу. А вы говорите: "Нет, специально взял котлеты из мяса молодых бычков". Начинаете изучать упаковку - а там написано, что сделано из куриных шкур, белка животного происхождения и растительных волокон. Так же с рыбой - выдают один сорт за другой. Там, где написано "рыбное филе", - на самом деле обрезки. Дальше - сливочное масло, которое сделано из растительных жиров: там пресловутое пальмовое масло, от которого страдает пищеварение.

Егармин подчеркивает, что законов для борьбы достаточно, но никто не хочет заниматься этой проблемой, потому что существующее положение дел всем выгодно.

Есть магазины, которые всю эту дрянь продают. Они с этих пищевых суррогатов получают наценку до 500%. Я не ошибся. В среднем сосиски из свиных шкур уже дают прибыль 200-300%. Вы думаете, они из мяса, но свиная шкура к мясу не относится. Этот порочный круг разорвать сложно. Одни производят, другие - реализуют. Неплохо зарабатывают на этом. В каждом магазине есть товаровед. Он же понимает, что по накладным. Ему говорят: продавай вот эту дрянь, будешь получать откат. Называется это "ретробонусы". Продавец, получая взятку, заинтересован в том, чтобы эта дрянь сбывалась. Не боятся ответственности. Есть статьи и в Административном кодексе, и в Уголовном, но я не помню ни одного процесса, чтобы кого-то за это осудили. 

Не лучше обстоят дела в индустрии fashion, но подделка бренда одежды не отражается на здоровье, поэтому эта проблема волнует покупателей в меньшей степени, говорит Егармин. 

По словам директора Международной ассоциации "Антиконтрафакт" Светланы Квасовой, подделывают также алкоголь, табак и обувь. Уровень незаконного оборота табака резко вырос три года назад, 40% идет через Белоруссию. При этом часть компаний отказывается бороться с контрафактом, так как боится нанести ущерб репутации. Они не хотят признавать, что именно их бренд подделывается, и предложения помощи просто игнорируют. 

Квасова добавляет, что сейчас государство активно борется с контрафактом, незаконным оборотом товаров, вводя повсеместно систему маркировки. Однако Алексей Егармин не согласен с тем, что это поможет. По его словам, маркировка защищает не потребителя, а создает лишь дополнительную нагрузку - расходы в конечном счете лягут на плечи покупателей. Эксперт полагает, что исправить ситуацию могут сами потребители, когда перестанут мириться с низким качеством, начнут требовать обратно деньги и массово возвращать некачественные товары. 

В апреле в Сыктывкаре в детском саду №7 у 46 воспитанников выявили сальмонеллез. Управление Роспотребнадзора по Коми установило, что причиной отравления стали некачественные продукты. Некоторые эксперты винят новую систему конкурсного отбора по организации детского питания. Побеждают те, кто поставляет еду за меньшую стоимость. В итоге компании идут на различные ухищрения для того, чтобы сделать порцию дешевле, заметно теряя в качестве.