Как известно, после того, как Киев посетил директор ЦРУ Джон Бреннан... .... в столицу Украины прилетел вице-президент США Джозеф Байден. Спустя неделю после визита попробуем понять, что ему нужно было, какие месседжи он нес новым властям, что они сообщили ему и что из этого всего вышло. Вот как анонсировали приезд в Белом доме:
«В первую очередь, вице-президент ставит задачу ясно выразить Киеву, что Соединенные Штаты поддерживают демократию, единство, суверенитет и территориальную целостность Украины...»
Это достаточно стандартные и пространные фразы, их можно вставить куда угодно – применительно к визиту в Лаос, к примеру. Но вот уже конкретика, однако слегка странная:
«России придется понести дальнейшие последствия, если она будет и дальше проводить не конструктивный, а дестабилизирующий курс».
Казалось бы, зачем сообщать что-либо России, о чем-то предупреждать по приезду в столицу УКРАИНЫ? Однако это дипломатическая хитрость - сообщать неприятные вещи третьему лицу, чтобы «второе лицо» услышало. Оставим без внимания данный пассаж. А вот на то, что Байден объяснит, как лучше осуществлять реформы, внимание обратим:
«…встретиться с представителями гражданского общества (порядка 25 человек), представляющими самые разные группы населения и занимающимися самыми разными вопросами: это и борьба с коррупцией, и молодежь, и культура…» Будет говорить о том, как Соединенные Штаты могут поддержать конституционную реформу, включая предложения о децентрализации правительства, и о том, как «мы можем поддержать их усилия по проведению свободных и честных выборов 25 мая с участием международных наблюдателей и с соблюдением международных стандартов».
Вице-президент прилетел. Исполняющий обязанности президента начал жаловаться:
«…ни Российская Федерация, ни их террористические спецподразделения, которые присутствуют в Украине, демонстративно не собираются выполнять договоренности, достигнутые в Женеве… …террористы снова захватили помещение городского отдела внутренних дел в Краматорске и взяли в заложники начальника милиции… …украинцы готовы защищать свою страну от военной агрессии Российской Федерации».
Байден все понял, он, опять-таки, выражаясь очень аккуратно, призвал киевскую власть «кое-что сделать»:
«…это второй уникальный шанс исполнить надежды, что родились во время Оранжевой революции. Это настоящая возможность сделать правильным то, что всегда сложно сделать в первый раз, когда ты выходишь из-под гнета или контроля другой силы».
Получается, в 2004 году, по мнению США, должно было кое-что осуществиться, но тогда шанс был утерян, а вот сейчас – самое время. Жестко задействовать армию? Подавить протесты на Юго-Востоке? Неизвестно. Зато по выборам представитель Вашингтона высказался более чем конкретно:
«Вам остается месяц до того, что я бы назвал… наиболее важными выборами в истории Украины… …у вас есть возможность, шанс начать эру реформ и демократического обновления, на которые вы все надеялись два, пять, десять, пятнадцать лет назад, чтобы заложить основу для еще более единой и процветающей Украины».
Представим, что победил Добкин. Просто представим на секунду. Такой вариант Штаты не устраивает однозначно, ведь ПЕРЕД выборами вице-президент уже анонсирует результаты волеизъявления украинцев. По сути, это жесткий дипломатический ультиматум. То есть первое – вы ДОЛЖНЫ провести выборы, несмотря ни на что. Второе – на выборах ДОЛЖЕН победить тот, кто «начнет эру реформ». Для того, чтобы выборы прошли на самом деле демократично, США в лице всего американского народа готовы помогать всем, чем только могут:
«Там, где мы можем оказать содействие в проведении свободных выборов 25 мая, мы хотели бы помогать. И там, где мы можем помочь в стабилизации и укреплении украинской экономики, мы будем помогать вам... И я говорю, что американский народ готов помогать - не только Барак Обама и Джо Байден, но и американский народ».
Казалось бы, почему «будем», когда национальная валюта девальвируется не первый месяц, а об экономике можно начинать говорить в прошедшем времени? Где обещанные десятки миллиардов, чего ждут Штаты? Где кредиты на особых, льготных условиях? Да вот же они – 11… миллионов долларов. Именно столько американский народ, затянув пояса, отвалил нашей стране на демократические выборы. Говорил Байден и о более существенной помощи. О 50 миллионах, «проект помощи», который он «анонсировал». То есть когда будут деньги, даже эта капля в море, – неизвестно. Остальное – по мелочи. «Продуктов, готовых к употреблению» (тушенки?) для пограничников на 3 миллиона Штаты выделят. Байден опять рассказал о неких «трудных решениях» в контексте энергетической независимости. По всей видимости, речь идет о повышении цены за коммунальные для населения и, без сомнения, о сланцевом газе, уничтожающем все живое:
«Нужно будет принимать некоторые трудные решения, но это все вместе в ваших силах, в силах власти Европы и США. И мы готовы помочь вам в достижении этого… …Это займет некоторое время, но это в наших силах. Это трудные решения, но они в наших силах».
Продолжайте энергетическую войну с Кремлем. Мы поможем. В основном – присутствием на вашем рынке наших энергокомпаний. Между тем, звучали также слова о «децентрализации», по сути – той же федерализации. В ответ на все пожелания США основные политические игроки нынешней власти отвечали в унисон. Яценюк обозначил выборы президента как приоритетную цель украинской власти:
«Задача Правительства Украины - провести честные и прозрачные выборы»
Кличко согласился – выборы важнее всего, они «не нужны России». Также экс-лидер президентской гонки призвал Вашингтон усилить давление на российского агрессора:
«Сегодня неотложной задачей является остановка российской агрессии… …Западу следует немедленно ввести жесткие санкции. Они должны охватить все секторы экономики и быть по-настоящему болезненными».
Петр Порошенко, уже ощущающий себя главой государства, предпочел продолжать демагогию в стиле предвыборных обещаний и эфирных заверений:
«Ключевая позиция - Украина должна жить по-новому. Для этого нам надо объединить государство. В первую очередь мы должны уделить внимание тем, кто живет на Востоке Украины. Мы должны гарантировать людям безопасность, рабочие места и устойчивый экономический рост».
То, что «надо сделать», всегда являлось коньком Петра Алексеевича, из того же, что уже сделано, он отметил, покаявшись и «согласившись», недостаточную борьбу с коррупцией:
«Сдвиги и достижения, которые произошли в Украине, являются совершенно недостаточными, чтобы ощутить результаты антикоррупционной деятельности, что отметил Джо Байден. Я согласен с этим мнением».
Лидер «Свободы» Олег Тягнибок, по идее должный отвергать любое, от кого бы ни исходило внешнее вмешательство, совершенно неожиданно расшаркался в реверансах перед Штатами (при этом явно не уловив посылов Байдена о федерализации):
«Путинская Россия фактически мечтает о восстановлении Советского Союза и стремится к федерализации Украины... ...Украина сейчас нужна военная, финансовая и консультационная помощь США»
Сергей Соболев повторил фразы коллег о главном виновнике украинских бед, попросив США ввести санкции. Однако самое поразительное в том, что Соболев обвинил РФ также в… украинской коррупции:
«Я открыто заявил о том, что вопрос борьбы с коррупцией невозможно решить, если не будут арестованы счета, в том числе и банковских учреждений РФ, финансирующих терроризм».
Казалось бы, все вполне внятно – вице-президент встретился с украинским политикумом, поставил задачи, пообещал. Украинский политикум отчитался, обозначив главного врага бед, что еще терзают стремительными темпами развивающееся государство. Как ни странно, самым адекватным выводом по встрече с Байденом был вывод Владимира Литвина на собственной странице в Фейсбук:
«Заключительное слово Байдена, возможно, под впечатлением выступлений, было очень жестким. Особенно в части коррупции в Украине. Он подчеркнул: вы не способны преодолеть коррупцию. Мир не будет этого терпеть, но мы не можем за вас решить эту проблему. Вы все время подчеркиваете, что вам нужна помощь в энергетической сфере, но и эта система у вас полностью коррумпирована».
Без пафоса, сегодня присущего СМИ украинским в случаях, когда речь идет о «решающих встречах» и «значимых решениях», вполне конкретно отозвались о визите Байдена западные СМИ. На страницах «The Washington Post», к примеру, четко обозначено то, что на устах у многих украинских граждан – когда же от болтовни США перейдут к делу?
«…Украинцы, которых я встретил во время недавнего визита в Киев, жалуются на пассивную позицию Запада… …С их точки зрения, Путин определяет повестку дня, а Запад следует за ним. Украинцы устали от надоевших заявлений европейских столиц о том, что США и ЕС «рассматривают возможность введения дополнительных санкций, если Россия продолжит свои действия».
«The New Times» также были вполне прагматичны в оценке визита:
«… Киеву дали понять: разбираться с проблемами на Востоке Украины ему придется самостоятельно. Байден лишь пообещал помочь республике с проведением честных демократических выборов и оказанием финансовой помощи. А еще раскритиковал нынешнее руководство страны в нежелании бороться с коррупцией. Обещания и.о. президента Александра Турчинова о глубоком реформировании институтов власти в стране Байдена, похоже, не впечатлили».
Резюмируем. Украинская власть окончательно определилась с виновником всех бед государства, в том числе коррупции, пронизавшей все институции (Сергей Соболев попросту поразил!), враг этот – Россия. Украинская власть по-прежнему выступает в роли просителя санкций и денег, которые что-то изменят в катастрофической ситуации. При этом отечественные политики по обыкновению желают прикрыться общими фразами и патетикой вместо ответа на конкретные вопросы, которые звучат все жестче. По сути, Киев смирился с положением Украины как полностью зависимого от Запада государства, не способного решить вопросы самостоятельно. При этом вполне очевидно, что Запад уже давно не рассматривает всерьез заверения и обещания, сам с удовольствием обещания раздавая. Ну а западная пресса, в отличие от украинской, вполне конкретно отражает видение и Европы, и США, и простых украинцев на ситуацию. Болтовня всем надоела, равно как и рассуждения о «перспективах». Мало кто верит в способность изменений со стороны Киева, при этом идти на открытую, серьезную конфронтацию с Кремлем никто не хочет. Способна ли нынешняя украинская власть «перестроиться» и осознать, что «Запад не поможет»? Вряд ли. Розовые очки снимать никто не желает, равно как и адекватно оценивать ситуацию. По крайней мере, то, что приезд Байдена нашел отображение лишь в бравурных отчетах, говорит именно об этом. Анатолий Шарий