Российская путешественница Мария Ригович в интервью "Газете.ру" рассказала, как оказалась в заложниках у мексиканского наркокартеля, об условиях содержания пленников и о своем освобождении.
Девушка после года путешествий по Латинской Америке решила в конце февраля отправиться в Мексику и пообщаться там в людьми, которые перебираются нелегалами в США. Для этого она выбрала приграничный город Рейноса, находящийся неподалеку от Мехико.
"На севере Мексики много благотворительных церквей, которые помогают этим мигрантам перейти границу, подготовиться к жизни в США. Приняла решение ехать на самый север Мексики, в город Рейноса... Я была уверена, что туда ехать намного безопаснее, чем в Тихуану или в Нуэво-Ларедо, в Хуарес. А оказалось, что это самый опасный город из всех приграничных", - признается россиянка.
До города ее довезла местная семья. Церковь оказалась в районе, контролируемом наркокартелем, машину с мексиканской семьей и Ригович остановили вооруженные люди, мексиканцев отпустили, а ее взяли в заложники.
"После похищения в Рейносе местным картелем меня привезли в какое-то здание, больше напоминающее не дом, а сарай. В помещениях было очень накурено, безумно грязно. Все окна плотно закрыты засаленными шторами, чтобы никто не мог увидеть, где мы находимся. Меня долго опрашивали по одним и тем же пунктам: кто я, откуда я, что я здесь хочу, финансирует ли меня кто-то, сколько денег у меня на карте, сколько денег у меня в рюкзаке. Потом меня спросили, были ли у меня какие-нибудь операции, и сказали, что хотят сделать одну. Я испугалась, потому что до этого видела в Мехико и других городах расклеенные ориентировки на пропавших людей. И много слышала от русских, живущих в Мексике, что якобы людей периодически похищают на органы", - рассказала Ригович.
После допроса девушку отправили в комнату с телевизором и кондиционером, где содержали других плененных женщин и детей, за которых картель собирался получить выкуп. Рядом была комната для мужчин-заложников с более жесткими условиями: там не было кроватей, они сидели прямо на холодном кафеле.
"Мне объяснили правила нахождения в доме: в комнату в тапочках нельзя, садиться с едой на кровать нельзя, вечером в определенное время нужно обязательно идти в душ и вытираться одним полотенцем со всеми. В туалет нужно было отпрашиваться, там не было бумаги, а сливать нужно было ведром с водой", - вспоминает россиянка.
Первые сутки она не могла есть и спать. Охранники громко слушали музыку и постоянно курили. Во время допроса ей настойчиво предлагали наркотики, но она очень резко отказывалась. Позже выяснилось, что за употребление наркотиков бандиты требуют с заложников огромные деньги, а тех, кто не мог заплатить, пытали и избивали.
Во второй половине первого дня неволи Ригович дали телефон, чтобы она удостоверилась, что муж перевел выкуп — $1,5 тыс. по собственному курсу 20 песо за доллар при среднем 17.
"Отпустили меня к концу вторых суток моего нахождения в плену. Вечером ко мне подошли мужчины из картеля, спросили мое полное имя и сказали: "Ты, русская, завтра идешь, мы тебя освобождаем". Через несколько часов за мной зашли, затолкали в машину и повезли к какому-то зданию с решетками на окнах. Завели в одну из комнат, сфотографировали и велели сидеть. Обещали, что скоро принесут мои вещи и документы, отведут на центральный вокзал, откуда я поеду в Мехико и затем полечу к мужу. Через полчаса в это здание ворвались полицейские с автоматами. Назвали меня по имени и сообщили, что они — гражданская полиция, что меня ищут".
Как выяснилось, мексиканка, которая помогла ей попасть в Рейносу, написала заявление о похищении. Ригович доставили в отделение полиции в другой части города, дали связаться с мужем. Затем из участка ее перевезли в миграционный центр, где россиянка пробыла две ночи. Потом ее переправили в Монтеррей, там в доме мигрантов о ней хорошо заботились, а через день за ней прилетел муж, с которым они покинули страну.
Ригович поблагодарила за освобождение друзей, прессу, консула России в Мексике Александра Иващенко и ассоциацию российских соотечественников в Мексике (СОРУМЕКС). Девушка призналась, что, несмотря на все произошедшее, по-прежнему "влюблена в Мексику" и готова туда вернуться через какое-то время, после восстановления, но постарается избегать северных штатов.