Статьи

Стоп-линии для бизнеса и хайпа: что нужно менять после трагедии в Кемерово

Стоп-линии для бизнеса и хайпа: что нужно менять после трагедии в Кемерово

МЧС завершило разбор завалов на месте жуткого пожара в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерово. Сейчас специалисты восстанавливают картину произошедшего. Ни администрации, ни охраны на момент прибытия пожарных не было. Никто их не встретил и не смог рассказать, сколько внутри людей и где они. В здании не сработала ни одна из систем противопожарной защиты, знаки эвакуационных выходов не светились, аварийного освещения не было, эвакуационные выходы были закрыты. Многие работники ТЦ сразу убежали и не помогли детям, за которых отвечали. СК уже задержал нескольких человек - руководство ТЦ, ответственных за установку пожарной сигнализации, охранника, который не включил систему оповещения, а также возбудил дело против чиновницы, выдавшей строительные разрешения на "Зимнюю вишню". Дмитрий Лекух - о выводах из кемеровской трагедии.

Случившееся в кемеровском торговом центре можно охарактеризовать только одним словом - беда. Просто беда. Событие, о котором не хочется говорить, - именно потому, что такие вещи касаются едва ли не каждого из нас, потому что большинство из нас ходит в торговые центры. И довольно часто мы оставляем детишек в кинозалах или в игровой зоне под присмотром внимательных и улыбчивых аниматоров. Поэтому эту беду и воспринимают так близко к сердцу люди: на месте посетителей торгового центра "Зимняя вишня" мог оказаться буквально любой среднестатистический гражданин. Но о произошедшем, хоть и не хочется, к сожалению, просто необходимо говорить.

Но только – на холодную голову. И максимально, как это ни трудно, абстрагировавшись от эмоций.

Вывод первый, самый, пожалуй, простой: не нужно считать, что "прекрасные девяностые" в нашей с вами стране закончились. Нет, они, быть может, реально закончились в области гражданского самосознания. В области строительства того самого "гражданского общества". Сегодня оно достаточно зрелое, структурированное, вполне способное как проявить сочувствие и сострадание, так и сформулировать довольно жесткие вопросы перед властью и государством, на которые, хочешь-ни хочешь, придется искать ответ.

Но вот на уровне уже региональном, я уж не говорю про местное самоуправление, эта зародившаяся в ревущие 90-е "элитка", объединившаяся внутри себя по "горизонтальным связям", обросшая возможностями и связями, вполне себе жива и здорова. Там сейчас толком и не разберешь, кто из них бизнесмен, кто - чиновник, кто - силовик, а кто занимается "надзором". А кто, кстати, и обслуживающий персонал: всевозможные пиарщики, артисты, кочующие с корпоратива в сауну, прикормленные журналисты, бандиты и прочая региональная придворная сволочь. 

Эта страта и есть нынешние "хозяева жизни" на местном уровне. И они совершенно искренне не понимают, почему интересы бизнеса должны страдать из-за интересов безопасности граждан - там чуть сэкономил на утеплителе, там на противопожарке, там по-свойски договорился с инспекторами. Тут не надо далеко ходить, вспомните недавнюю катастрофу Ан-148 "Саратовских авиалиний": если разобраться, глубинные причины тут одни и те же. Здесь сэкономил. Тут – пристроил "хорошего человека" с недостаточными профессиональными навыками. А вот тут еще немного "скривил" - всегда же так делали. Не для себя же, а в интересах бизнеса.

Вот скажите, у кого из нас нет своего любимого небольшого кафе, владельцы которого (иногда даже наши знакомые) - очень хорошие люди. Но регулярно "дают на лапу" какой-нибудь очередной инспекции, просто потому, что так проще и дешевле? И изрядно спрямляет путь? Причин подобному масса: от "недружественного интерфейса" проверяющих до банального желания сэкономить. Ну, ерунда же. А когда эта "ерунда" в каком-нибудь узком месте вдруг прорывается наружу из-за комплекса факторов, тогда и падают самолеты, горят торговые площади на МКАД или случается кемеровская беда. Просто происходит накопление "небольших нарушений", они достигают критической массы - и все.

Тут что важно понимать: все эти безумные конюшни, находящиеся на "местной земле", безусловно, необходимо чистить. Но простых решений здесь, увы, нет. Просто потому, что "с другой стороны" не злонамеренные сволочи, не враги, а такие же люди, как мы сами. Для кого-то трагедия – потеря близкого человека в авиакатастрофе или при пожаре. А для кого-то – потеря места аниматора в сгоревшем детском зале или сейлз-мененджера в торговом зале, потеря работы, которую он в меру своих способностей совершенно искренне исполнял. И этим людям сейчас банально надо думать, как кормить и одевать уже своего ребенка, которого кто-то, возможно, воспитывает в одиночку.

Говорить сейчас нужно не просто о преступлениях и наказаниях, а о смене общественных приоритетов. Приоритетом российской экономики должны стать не интересы бизнеса, а банально интересы граждан, человека. И исходя из этого и нужно будет проводить первые "красные линии" даже не в экономической, а в социальной жизни страны.

Мол, ребят, мы все понимаем, есть интересы бизнеса, интересы дела, но вот тут – даже не думайте переступать. Иначе будет очень больно даже при малейшем отходе от утвержденной жесткой инструкции. И пострадают обе стороны: и тот, кто пытался "решить вопрос", и тот, кто входил в положение. И именно приоритетным интересом гражданского общества, о котором я уже говорил выше, должны стать вопросы безопасности граждан. Это, пожалуй, главное. 

Но есть и второй вывод из произошедшего.

Едва ли не большее отвращение, чем предполагаемые виновники кемеровской беды, у общества сейчас вызывают падальщики, слетевшиеся, как мухи, на трагедию, чтобы "поймать хайп". От украинского пранкера, устроившего провокацию от имени МЧС, до многочисленных медийных и околополитических персонажей, ищущих рейтинги и бунтующих против режима на пепле. Собственно говоря, тут речь идет и о тех же причинах - решении стоящих вопросов любыми подручными средствами. Только не в бизнесе, а уже в политике, которая, будем откровенны, для этих ребят – тоже бизнес. И о тех же методах лечения: надо провести такие же "красные линии" в информационном пространстве, которые ни одна сволочь, даже в самых благих целях, не имеет ни малейшего права ни при каких обстоятельствах переступать.