Миф о том, что когда-то США с сговоре с саудитами обвалили цены не нефть, дабы развалить СССР, довольно устойчиво внедрили в общественное сознание именно те, кому нужно держать это самое сознание в постоянном тревожном ожидании. Дескать, вот они сейчас опять… и мы сейчас опять… развалимся. Цены не нефть в долгосрочной перспективе не подвластны никому. До последней четверти 1973 г. мировой рынок делили между собой 7 крупнейших нефтяных компаний (легендарные "Семь сестёр") из промышленно развитых стран. Добыча же нефти в основном производилась в развивающихся странах арабского региона (73%), тогда как основное потребление нефти опять же происходило в промышленно развитых странах, членах ОЭСР (72%). Однако монопольное положение "Семи сестёр" позволяло держать цены на стабильном и низком уровне — около $3US. В этих условиях, производство нефти было рентабельно только в странах с себестоимостью добычи и последующей транспортировки ниже этого уровня, то есть преимущественно — странах Ближнего Востока. В итоге 13 развивающихся стран — основных экспортеров нефти с целью отстаивания своих интересов на мировом рынке нефти организовали ОПЕК и чуть позднее национализировали добычу на своей территории. Эти события привели к так называемому «нефтяному кризису», в итоге чего цены на нефть «взлетели» за 2 последующих года более чем в 5 раз, что совпало с общим сырьевым и валютно-финансовым кризисами, охватившими в этот период всю мировую экономику Плюсуем сюда арабо-израильской войну, проблемы в Иране, вызвавшие резкое падение дОбычи иранской нефти и получаем в сухом остатке стремительный рост нефтяных цен в 1982 году ещё в 5,5 раз. Там было ещё множество факторов, связанных с нарушением квот дОбычи, вызывавших рост цен, и того обстоятельства, что Эр-Рияд, пытаясь призвать к порядку партнёров по ОПЕК, начал свою игру. Суть в том, что цена на нефть всегда есть дельта желаний производителей и возможностей потребителей +/- некоторые спекулятивные факторы. Так случилось и в середине 80-х. Рост цен на нефтепродукты стимулировал в странах-потребителях нефти другой процесс - развитие технологий энергосбережения. Также развивались альтернативные источники, прежде всего атомная энергетика. В одной только Японии в период с 1974 года (начало резкого роста цен на нефть) по 1985 год (резкое падение) в эксплуатацию было введено 20 реакторов мощностью 19775 МВт, что в полтора раза больше, чем производят все АЭС Украины в настоящее время. В какой-то момент это привело к резкому снижению потребления нефти и цены полетели вниз. Миф о том, что саудиты сознательно обвалили цены не нефть, дабы ускорить падение СССР опровергают цифры. Цены рухнули в 1985 году и ...остались в районе $20 до 1996, достигли "дна" в $10 в 1998 и начали рост рост только 2001 году. СССР - как мы все помним - не стало в 1991 году. Полагаете, 10 лет цены держали на минимуме на всякий случай? Вдруг, воскреснет Империя Зла? По существу: 1.Несущественное снижение цен на нефть большого вреда России не нанесёт. Бюджет 2014 года сформирован из расчёта $92 за баррель. Сейчас же цена на нефть марки Urals (основная марки экспортируемой на Запад нефти) составляет порядка $106 за баррель. 2. В отличие от газа, нефтеперабатывающим заводам гораздо сложнее перейти на другую марку нефти. Это связано с довольно дорогостоящей переналадкой оборудования и изменением технологических процессов. Значительное количество европейских нефтеперерабатывающих заводов "заточены" на российские сорта нефти. Завод перейдёт на иную марку нефти, если будет уверен, что это выгодно хотя бы среднесрочной перспективе. Ради краткосрочного демпинга или незначительного снижения менять поставщика и перенастраивать оборудование никто не будет. 3. Для того, чтобы Саудовская Аравия смогла существенно нарастить добычу нефти, ей необходимо будет осуществить бурение новых скважин и создание необходимой инфраструктуры. Мало того, что это займёт некоторое время (минимум полгода), так ещё и сопряжено с существенными финансовыми вложениями. Причём, вкладываясь в увеличение нефтедобычи, Саудовская Аравия в итоге потеряет ещё и в доходах из-за падения цен. 4. Увеличение добычи нефти Саудовской Аравией невозможно без одобрения такого решения ОПЕК. Саудовское королевство крайне дорожит этой организацией и не будет принимать несогласованные с другими членами ОПЕК шаги. Самовольные действия крупнейшего члена ОПЕК с большой долей вероятностью приведут к распаду организации и долгосрочной анархии на нефтяном рынке. Такого уровня решения в ОПЕК принимаются единогласно. Таким образом, если США заинтересована в увеличении добычи нефти, ей придётся договариваться с 12 странами. В числе которых Венесуэла, Нигерия, Ливия, Эквадор, Ирак и Иран. 5. Россия действительно довольно сильно зависит от экспорта нефти. Треть всего российского экспорта составляет именно "чёрное золото", а с учётом нефтепродуктов (которые также неизбежно подешевеют) - около 45%. Однако, по Саудовской Аравии падение нефтяных цен ударит гораздо сильнее. Ведь ей экспорт нефти и приносит 90% доходов. Причём, если у России худо-бедно есть экономика, которая обеспечивает внутреннее потребление, то у саудитов и этого нет. Так что Саудовская Аравия понесёт куда как большие потери от падения нефтяных цен. 6. При этом, Саудовская Аравия куда как менее устойчива в социальном плане. Во-первых, населении страны очень быстро растёт. К тому же Саудовская Аравия довольно привлекательна для гастарбайтеров из бедных стран. С 1980 года население уже увеличилось втрое (с 9 до 27 миллионов) и темпы не ослабевают. Правительству становится всё сложнее и сложнее обеспечивать уровень жизни подданных. 7. При этом, в стране сильны радикальные исламские настроения, которые угрожают правящей семье и сложившемуся порядку. В двух соседних с Саудовской Аравией странах (Ирак и Йемен) идут гражданские войны. Пока серьёзных потрясений удаётся избежать, щедро тратясь на внушительные и прекрасно оснащённые силы правопорядка и армию, а также "заливая" своих граждан нефтедолларами. Однако, с ростом населения это делать всё сложнее, а падение нефтяных доходов ещё больше усложнит эту задачу. 8. У Саудовской Аравии есть собственные региональные политические проекты. Это поддержка новой власти в Египте, спонсирование оппозиции в Сирии, противостояние шиитскому Ирану, защита своих интересов в Йемене и Ираке. Всё это требует больших финансовых ресурсов: одному только Египту и только на перевооружение армии было обещано около 5 млрд долларов (причём немалая часть саудовских денег будет освоена российским ВПК). Снижение цены на нефть, безусловно, уменьшит возможность России помогать Асаду, но в значительно большей степени сократит и саудовские возможности проводить свою политику, в том числе и в Сирии. 9. США нечего предложить Саудовской Аравии в качестве компенсации за снижение нефти. Более того, между бывшими союзниками наметилось заметное охлаждение, вызванное расхождением позиций по Египту (США осудили свержение демократически избранного Мурси, а Эр-Рияд напротив, поддержал и спонсировал переворот) и Ирану (с которым Вашингтон начал переговоры о снятии санкций, что сильно не нравится Саудовской Аравии, жёстко конкурирующей с Тегераном за региональное лидерство на Ближнем Востоке). 10. Падение цен не нефть крайне невыгодно влиятельным финансовым группировкам и нефтяному лобби США. И - главное - не следует забывать, что нефть сегодня торгуется за US$. Синий график - и левая к нему шкала диаграммы - показывает текущую по годам цену сырой нефти на мировом рынке пересчитанную к долларам 2005 года. Красный график - и соответственно правая шкала диаграммы - показывают относительную экономическую нагрузку, котрую испытывали США от растущего во времени импорта нефти, измеренную для того не непосрредственно в миллиардах долларов которую за импортную нефть платили, а в процентах которую эта суммарная цена покупаемой за рубежом нефти составляла от GDP (Валовой Внутренний Продукт). Марина Юденич