Общество

На "Саммите развития" рассказали о нововведениях в кибербезопасности россиян

На "Саммите развития" рассказали о нововведениях в кибербезопасности россиян
Фото: сайт «Саммита развития»

В Национальном центре "Россия" состоялся "Саммит развития: ИТ-тренды 2030", посвященный технологиям будущего. 

Участники мероприятия рассмотрели возможные направления развития современных технологий и обсудили ключевые стратегии для укрепления технологического лидерства России.

Одной из главных тем саммита стали дипфейки и мошенничество с их применением. Так, на сессии "Биометрия как инструмент защиты граждан в цифровом пространстве" председатель правления РОЦИТ, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин рассказал о дипфейках.

"Дипфейки являются большим вызовом. Технологии развиваются очень активно, и мы видим, как с каждым годом они упрощаются, становятся все лучше и лучше. И нам уже сегодня нужно думать, как мы будем этому противодействовать. Что такое дипфейк? Дипфейк, по сути, это биометрия, та же биометрия, которую можно использовать с развитием удаленных биометрических сервисов, с развитием услуг. Конечно, технология дипфейков может быть довольно критичной для развития. Но я уверен, что технологически мы будем готовы и к этому вызову", - отметил эксперт.

Оптимистичную позицию по борьбе с мошенничеством высказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин. По его словам, 2025-й год покажет большие перспективы для граждан и государства и плохие перспективы для мошенников.

«Что нам предстоит? Мы, во-первых, должны проанализировать все законы, которые были приняты в 2024 году, и оценить их эффективность. Также сейчас ведется активная работа на выстраивание межведомственного взаимодействия между Центробанком, МВД, подключаются сотовые операторы, различные ФОИВы. И планируется создание единой платформы, на которой будут взаимодействовать эти структуры. Плюс к ним будут подключены системы, которые себя очень хорошо зарекомендовали за все время работы, это "Антифрод" и "Антифишинг", - отметил Шейкин.

Он подчеркнул, что вопрос использования биометрии должен решаться каждым гражданином индивидуально, а дискриминация тех, кто отказывается от ее сдачи и применения, недопустима.

Разговор о дипфейках и мошенничестве продолжился на профильной сессии "Безопасный интернет", где спикеры поделились свежей статистикой и рассказали о ключевых трендах. Так, вице-президент "Лаборатории Касперского" по связям с государственными органами Юлия Шлычкова сообщила, что актуальной угрозой остается фишинг. Кроме этого, заметен огромный рост программ-стилеров, которые нацелены на кражу связки "логин-пароль" от аккаунтов и другой конфиденциальной информации.

По словам эксперта, с проблемой стилеров в 2024 году столкнулось на 60% больше пользователей, чем за аналогичный период 2023 года.

«Этот тренд только набирает обороты. Что происходит с этой информацией дальше? Совершенно разные схемы. Она может уйти в даркнет на перепродажу, ею могут воспользоваться мошенники и попытаться как-то монетизировать. И мы видим, что преобладает комбинация нескольких векторов, которая ведет к результату. Например, инфостилеры. Группы, которые занимаются инфостилерами, работают с группами, которые крадут криптовалюту с тем, чтобы в том числе в такой схеме выманивать набирающий ценность актив у населения. Этот тренд тоже продолжится. Телефонное мошенничество, к сожалению, тоже существует. И фишинг. Нельзя не упомянуть тот факт, что технологии искусственного интеллекта, так называемых дипфейков и голосовых дипфейков, тоже используются с тем, чтобы мошенничество было более правдоподобным и пользователи больше "покупались" на эту схему», - рассказала эксперт.

В свою очередь замглавы Роскомнадзора Милош Вагнер напомнил, что в России принят закон, вводящий повышенную административную ответственность за халатное отношение к персональным данным. Говоря о вводе новых технологий, он отметил, что в дальнейшем темпы их появления будут увеличиваться, поэтому важно исходить из того, что любые технологии по умолчанию должны быть безопасны для человека.

О взаимодействии пользователей с высокими технологиями отдельно поговорили на профильной сессии "Трансформация пользовательского опыта". В частности, директор департамента контента и технологий медиахолдинга Rambler&Co, исполнительный директор портала "Рамблер" Анна Иванова поделилась результатами исследования компании.

"Мы провели масштабное исследование, где спрашивали людей, чего они ждут от искусственного интеллекта и готовы ли они при взаимодействии с контентом в медийном пространстве видеть как голосовые интерфейсы, так и, например, GigaChat. Для нас результаты были неожиданными. Мы даже чуть доупаковывали продукт, потому что оказалось, что у нас в России пользователи очень продвинутые. Больше половины людей говорили о том, что для них технологии ИИ не новые, что это интересно и более удобно, потому что ты сразу же можешь что-то уточнить, ты не должен искать нужную информацию, а можешь получить ее сразу", - рассказала Иванова.

На "Саммите развития" уделили внимание и одному из наиболее прибыльных и быстрорастущих сегментов рынка – играм. Так, на профильной сессии "Тренды, популярные жанры и новые возможности игровой индустрии" выступил генеральный директор АПРИОРИ Александр Михеев, который подчеркнул, что у российской аудитории есть запрос на игры с национальной тематикой и русским фольклором.

«За 30 с лишним лет развития игровой индустрии пользователи стали очень сильно избирательны. По факту они просто устали уже, и набило оскомину, особенно нарративы, которые противоречат нашему мировосприятию. При взаимодействии с пользователями мы видим, что они интенсивно поддерживают те продукты, которые выпускают наши разработчики, а также говорят "дайте еще, давайте еще, мы будем поддерживать, мы будем поддерживать рублем, мы будем рассказывать друзьям" и все остальное. Поэтому действительно это очень правильно и в будущее в целом за тем, чтобы давать качественные технологии, возможности максимизировать разработку этих игр и упрощать сам факт разработки этих игр», - сказал Михеев.