Возведение завода по производству сжиженного природного газа в Усть-Луге Ленинградской области, принадлежащего "Газпрому" и "Русгаздобыче", в настоящее время проблематично, поскольку нужно заменить в проекте японские турбины Mitsubishi Heavy Industries (MHI), которые компания отказалась продавать в прошлом году. Как пишет "Коммерсантъ", сейчас к поставкам рассматриваются турбины ГТД-110М входящей в "Ростех" Объединенной двигателестроительной корпорации в качестве альтернативы японским.
Пока же идут переговоры, окончательного решения не принято. Если решение даже будет положительным, сроки запуска предприятия значительно затянутся. Помимо четырех турбин, MHI должна была поставить десять компрессоров. Их закажут у "Казанькомпрессормаша". В линейке завода устройства под ГТД-110М отсутствуют, а значит, нужно разработать более мощные компрессоры. Не уточняется, сколько времени на это понадобится.
Изначально предполагалось, что первая линия завода заработает в конце следующего года, вторая — в 2025-м, а третья — еще через год. Антироссийские санкции Евросоюза заблокировали поставку ключевого оборудования для крупнотоннажного сжижения. Отвечавшая за контракты немецкая Linde покинула проект. По мнению экспертов, смена поставщиков оборудования вызовет существенные изменения проектной документации, что приведет к необходимости новой государственной экспертизы. Это обстоятельство задержит реализацию проекта на 12-15 месяцев.
Одновальная турбина ГТД-110М не может считаться полноценной заменой двухвальной Н100 от MHI, напомнили отраслевые эксперты. Российская разработка предназначена для работы в составе электростанций, и применение ее для СПГ-предприятий возможно только теоретически, риски решения оценить трудно. В "Ростехе" отказались комментировать ход переговоров, лишь сказав, что у ГТД-110М нет аналогов.
В ноябре прошлого года немецкая энергетическая фирма Uniper подала иск против "Газпрома" в международный арбитражный суд в Стокгольме. Концерн обвиняет "Газпром" в недопоставках топлива с июня, когда российская компания сократила прокачку из-за трудностей с возвратом турбины Siemens для "Северного потока", и требует от российской стороны возмещения убытков.