Статьи

История одного сенатора: как без знания языка и закона сделать карьеру в России

История одного сенатора: как без знания языка и закона сделать карьеру в России

В Москве прямо на заседании Совета Федерации задержали самого молодого сенатора — 32-летнего представителя Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова. Его обвиняют в причастности к двум заказным убийствам, совершенным в 2010 году, участии в преступном сообществе и давлении на свидетеля. Позже задержали и его отца - 59-летнего "газового короля" Рауля Арашукова, которому вменяется хищение газа на сумму более 30 млрд рублей. Платон Беседин рассказывает о деле Арашуковых и талантливом сенаторе, который на пути политической карьеры забыл законы и язык страны. 

Обратите внимание на то, как брали "сенатора". Очень эпично: прямо на заседании Совета Федерации в зал вошли генпрокурор Юрий Чайка и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последний зачитал постановление о снятии неприкосновенности, а Чайка потом рассказал об обвинении. Сразу и не вспомнишь, когда в стенах Совфеда так брали кого-то. Если вспомнишь вообще. 

Но вернемся на день назад. Тут нас радует другой чиновник — Руслан Горринг, заместитель генерального директора "Росгеологии". Кто любит трэш, обязательно посмотрите видео, где он играет в PUBG и рассказывает о том, как устроена сексуальная и крепостная жизнь в государственном холдинге. А были еще, как мы помним, полковник Захарченко с 9 миллиардами, Соколова с "макарошками", дети чиновников из городка Клинцы — да много кто был. Чиновники и госслужащие сделали рейтинги в 2018 году — и в 2019-м они постараются. 

Откуда столько разоблачений и саморазоблачений? Безусловно, это и игра кланов, и стратегия на изъятие всех скелетов из шкафов, и информационный аквариум, где любая возмутительность тут же становится всенародным достоянием. Но есть и другое: масса серо-коричневого вещества в эшелонах власти стала критической. Осрамившиеся чиновники, проворовавшиеся, проболтавшиеся — одновременно следствие и маяки жесткого кадрового кризиса. Удивительно, но в России, традиционно богатой на таланты и "гениев места", есть острая нехватка внятных чиновников. Перефразируя Пелевина: "Таланты нам на хрен не нужны — будешь работать сенатором". 

Ошибка думать, будто подобные персонажи — от Горринга до Арашукова — флуктуация, когда в семье не без урода. Все чуть печальнее. Система заточена так, что частенько отбирает в свои средние эшелоны трэшовых персонажей. Тех, кто возомнил о себе слишком много, а сделал слишком мало, но в итоге организовался в нечто вроде сословного класса: было дворянство — стало чиновничество. Это слизнеподобная прослойка, засевшая между народом и высшей властью, создает нечто вроде непроницаемого щита.

Им поступают директивы: менять сложившееся положение, искать новых людей, проводить отборы, конкурсы. Но кто пустит чужого к кормушке? И тем более порядочного чужого? Лишний рот. Да и неприятно видеть, что перед едой кто-то не умывает, а моет руки. Благие начинания стопорятся такими существами, которые, как любые паразиты, агрессивно существуют за счет своего носителя — то есть за счет государства и его налогоплательщиков. 

И попадают в сословный класс на определенных условиях — по кумовству и крови. На фоне Арашукова даже Горринг выглядит весьма скромно. Политическую карьеру Рауф начал делать сразу в 18 лет, став депутатом городской думы Ставрополя. В 21 год он уже занял пост регионального министра. Хотя отнюдь не блещет знаниями: после задержания он заявил, что в достаточной мере не владеет русским языком, и потребовал переводчика. Больше 10 лет в структурах власти не на последних ролях без знания языка — Гудини отдыхает, расходимся. 

За какие заслуги Арашуков взлетел столь высоко? Арашуков-старший известен в Карачаево-Черкессии, откуда семья родом, как "газовый король". В частности, он возглавлял "Газпром межрегионгаз" в Ставропольском крае. Сейчас речь идет о хищении 30 миллиардов из активов компании. Однако интересна иная деталь биографии: дважды Арашуков-старший был судим — в 1985 году за мошенничество и в 1987 году за присвоение по подложным документам. Но чудо: впоследствии эти судимости сняли. 

А дальше начались 90-е, когда бывшие комсомольские лидеры и бандиты шли во власть, сначала распоряжаясь заводами, пароходами, а после — более крупными ресурсами и человеческими судьбами. Когда шальные 90-е пролезли в сытые "нулевые", отец передал эстафетную палочку сыну. При этом замашки остались прежними — краснопиджачными: достаточно посмотреть, как Арашуков отметил свой день рождения — под Баскова, с конвоем ДПС и другими понтами. 

То, что сенатор задержан, несомненно, хорошо. Вот только вопрос: а как, собственно, он вообще оказался во власти? И тут мы возвращаемся к тезису об особой фильтрации системы. Арашуков попал в "дело" благодаря папе.

Безусловно, мы должны говорить о том, что стране необходима государственная идеология, подготовка кадров, социальное воспитание — все это так; вот только когда этого дождемся...

Начать можно и с простых вещей. С того, что чиновников не станут оберегать от контакта с простыми людьми: заградительные барьеры должны быть устранены. Чтобы варились в одном котле вместе со всеми — жизни, может, и не научит, но прочувствовать заставит. И хорошо бы специальные тесты, экзамены для чиновников ввести. Хотя бы по русскому языку, как показывает случай Арашукова. Снять неприкосновенность со всех народных избранников — вот эффективный метод. Тогда и во власть меньше злодеев и аферистов лезть будет. 

Следом же тянется дорожка в места, где отбывают наказание. Каким оно будет для Арашукова? Неслучайно классик сказал, что люди, ворующие вагонами, ходят на свободе, а за украденную буханку хлеба можно получить срок. Опять же недавно мы видели фото члена жесточайшей ОПГ Цеповяза, поедавшего в колонии черную икру и дальневосточных крабов. Где гарантия, что Арашуков не устроится так же, а, возможно, и еще лучше, если посадят?

В Китае, напомню, в разное время чиновник за коррупцию мог получить пожизненное заключение или смертную казнь. От воровства это не избавило, однако масштабы снижало. У нас же чиновников, наоборот, всячески защитить стараются. Вот и Министерство юстиции предлагает прощать им коррупцию при особых обстоятельствах. А можно ведь еще и премировать, правда? 

Меж тем народ сегодня настолько устал от бессовестности и жестокости, от пресса бюрократии, что с придыханием говорит о новом 37-м годе. Пока в шутку, но в ней, как известно, есть лишь доля шутки. И тут можно вспомнить прошлогоднюю кадровую чистку, проведенную в Дагестане, — с арестами и приговорами. Вот только там ворошили местный улей. А правильнее беспристрастно и жестко пройтись по всей стране. Старые методы, говорят, самые эффективные. 

Ведь завтра еще один чиновник ляпнет антинародную ересь, являя стране коллективное бессознательное. Или свершится новый арест. Очередного Горринга опять уволят. Очередного Арашукова снова посадят. Но нам-то что с того? Глобальные позитивные изменения в стране в чиновничьих кабинетах, да и не только, начнутся лишь тогда, когда власть начнет спрашивать со своих представителей так же, как и с народа.