Минувшей ночью Минфин США опубликовал "кремлевский доклад" — список лиц, приближенных к российскому руководству, которые могут попасть под новые ограничительные меры Вашингтона. При этом в Вашингтоне подчеркивают, что пока ограничения для этих людей не вводятся, однако это не значит, что их не будет впоследствии. Дмитрий Родионов - о том, какой сигнал посылают США и как вести себя фигурантам списка.
По правде сказать, я вообще не понимаю этого переполоха вокруг публикации доклада. Просто опубликовали данные из общедоступного справочника российских чиновников. А список олигархов наверняка взяли из журнала Forbes.
Дальше-то что? Вроде сами американцы говорят, что попадание в этот список не означает перспективы попадания под санкции. Хотя возникает логичный вопрос: зачем? Уверен, что такой справочник имеется в США у всех, кому это нужно, так зачем устраивать спектакль с "публикацией доклада"?
Именно потому, что это спектакль, шоу. Штатам важно показать всему миру, что они знают всех поименно и, если власти какой-то страны вздумают идти против их воли, они легко могут взять на карандаш всю ее элиту.
Но главный адресат, несомненно, элита российская. Типа "бойтесь"!
На самом деле это скорее эффектное, чем эффективное действие. Полагаю, что ни для одного из фигурантов попадание в список не стало неожиданностью. Не сомневаюсь, имели каналы получения информации непосредственно из Вашингтона.
Да, по некоторым данным, часть людей заранее озаботилась тем, чтобы минимизировать риски. Совсем недавно американские СМИ писали о том, что ряд российских бизнесменов-потенциальных фигурантов списка прислали в Вашингтон своих представителей для переговоров с Минфином и Госдепом, что некоторые из них уже провели стресс-тесты на предмет того, как отразится на их капиталах попадание в список, а кое-кто уже и вовсе начал распродавать свои зарубежные активы, чтобы успеть сделать это до введения возможных санкций.
Трудно однозначно сказать, чего на самом деле хотели добиться американцы. Вот пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и ряд других политиков назвали все эти доклады не только грубым вмешательством в наши внутренние дела, но и попыткой повлиять на предстоящие в марте президентские выборы.
Вряд ли американцы всерьез верят, что российские элиты так перепугаются, что решатся на смену исполнительной власти. В идеале, конечно, да, они этого хотели бы. Но, думаю, все же там сидят реалисты, а не отставшие от жизни романтики.
У элиты было целых 4 года на то, чтобы подготовиться к худшему развитию событий. Конечно, вначале многие думали, что все как-нибудь "утрясется", мы сможем договориться и снова начать дружить с Западом. Но время шло, "объятия" санкционных "колец" все сжимались, сегодня вряд ли кто-то еще питает надежды.
О том, что необходимо отказаться от офшоров, инвестировать в Россию, наконец, банально учить детей и отдыхать в России президент говорит уже давно. А в последние четыре года эта тема стала едва ли не национальной идеей. Как и импортозамещение. Но на деле, кажется, все еще надеются, что пронесет.
Не пронесет.
Слова представителя Госдепа Хизер Нойерт о том, что санкции уже сильно подорвали продажи российского оружия, конечно, преувеличены, как и слова Обамы о том, что российская экономика порвана в клочья. Но вода камень точит. Тем более, что мы оказываемся окруженными этой водой со всех сторон.
Самые серьезные санкции были введены еще в 2014-м. В дальнейшем американцы занимались тем, что пускали "круги по воде": сначала санкции против головного изготовителя, потом против того, кто покупает, потом против того, кто покупает через вторые, третьи и т.д. руки. На прошлой неделе ввели санкции против "дочек" некоторых предприятий, которые уже почти четыре года сами под санкциями, - "Ростеха", "Сургутнефтегаза" и др. Если мне скажут, что какое-то предприятие за четыре года под санкциями не смогло адаптироваться, создать новые схемы взаимодействия с клиентами и партнерами, обезопасить "дочек", создать "запасные аэродромы", я не поверю.
Вера наших олигархов в то, что на Западе их ждут с распростертыми объятиями с их миллиардами, поистине непробиваема. Ну, так действительно было в начале, когда внезапно обогатившиеся постсоветские элиты внезапно объявились на Западе с выведенными из российской экономики капиталами. Конечно, их ждали. Кто ж не ждет людей с такими деньгами, которые русские охотно тратили и вкладывали в экономики западных стран?
Вот только "своими" наши на Западе так и не стали. А когда Россия, к удивлению всего мира, вдруг обнаружила, что у нее есть свои собственные экономические интересы, которые она попыталась было начать отстаивать, решили осадить, указать на место — на задворках. Стране периферийного капитализма не оказалось места в "элитном клубе".
Когда меня спрашивают о природе санкционного давления - политика или торговая война - я подчеркиваю, что и то, и другое. Это и намерение наказать нашу страну за попытки вести самостоятельную политику, и намерение выбить ее с ряда рынков (тот же ВПК), не допустить появления альтернативных центров силы в мире, помешать активной кооперации России со странами Востока, которое, в конечном итоге, может привести к концу эпохи безраздельного господства Запада.
Тут весь вопрос опять же в том, понимают ли наши элиты, что это война не на жизнь, а на смерть, пойдут ли до конца и насколько они к ней вообще подготовились.
Некая нервозность говорит, что пока не очень готовы.
Особенно это проявилось на недавнем форуме в Давосе. Заметно нервничала наша делегация, большинство представителей которой попали в опубликованные сегодня списки. Много было пафосных заявлений. В частности, глава ВТБ Костин говорил о том, что новые санкции станут сигналом "объявления экономической войны" и призывал едва ли не рвать дипотношения с США. Составление списков по принципу близости к политическому руководству он называл "безумием". Руководитель делегации Дворкович утверждал, что в России нет олигархов, и сетовал, что американская делегация прячется от российской.
В общем-то американцы не прятались, они просто давали понять, что русские им больше не "друзья" и не "партнеры", что либо российские элиты "одумаются" и перестанут воображать свою страну "поднимающейся с колен сверхдержавой", либо их будут все больнее и больнее бить рублем. Или долларом. Или еще чем посерьезнее.
Самые "страшные" санкции уже введены. Пускать "круги по воде" можно еще бесконечно долго, но на каждого хитрого разработчика средств кибербезопасности найдется более хитрый хакер. Эта игра в придумывание преград и новых способов их обхода на самом деле может длиться бесконечно.
Другой вопрос, пойдут ли американцы на более радикальные шаги. Например, отключение от SWIFT. Иран отключали – и ничего, выжили. КНДР и Куба и вовсе живут под санкциями со "дня основания". Другой вопрос – какой ценой дается это выживание.
Население России, судя по патриотическому подъему, заданному "крымским консенсусом" и выраженному в результатах последних выборов в Госдуму, готово. А вот готовы ли элиты? Результат пока неубедительный. Так что надо, чтобы они поняли, что в этой войне компромисса не будет, что возможна только победа или поражение?
Наверное, именно поэтому американцы до сих пор не задействовали такие "козыри", как отключение от SWIFT, хотя разговоры об этом велись еще в 2014-м. Греф еще в конце прошлого года сказал, что это может спровоцировать такие последствия, что "холодная война покажется детской забавой". Если сейчас выкинуть этот "козырь", что там у них еще останется?
Поэтому американцы выкладывают карты по очереди. Каждая карта сама по себе не несет серьезной опасности, но когда их слишком много и каждая новая жестче предыдущей…
Вот и сегодняшний список - это просто список, перечисление, по словам Пескова, "врагов США", которых "взяли на прицел". Но это сигнал: ты теперь враг США, а США не церемонятся со своими врагами. Тот факт, что американцы как бы успокаивают фигурантов, призван дать понять, что есть шанс избежать этого, и мы все сами знаем какой.
Пока трудно прогнозировать, как поведут себя элиты, само по себе понятие "элита" крайне неоднородно. Но будет невероятно интересно посмотреть, много ли еще тех, кто верит Америке. Или тех, кто готов на любые уступки и унижения, чтобы уберечь свои капиталы.
Теперь эти люди под прицелом не только у США, но и у всей России. Людям из списка как бы в прямом эфире задается вопрос: свой или чужой. И уйти от ответа, как это удавалось последние 30 лет, больше не получится.