Общество

Зачем нужны офисы IT-гигантов в России и как работают виртуальные представительства?

Зачем нужны офисы IT-гигантов в России и как работают виртуальные представительства?
Фото: https://inc42.com/

Иностранные IT-компании не одно десятилетие работают на российском рынке, однако законы РФ соблюдают лишь отчасти. Эффективное взаимодействие между российскими властями и зарубежными интернет-платформами отсутствует в том числе в вопросах удаления запрещенного контента и деятельности правоохранительных органов. Один из самых резонансных примеров - ситуация с отказом Facebook* и Twitter локализовать хранение данных россиян внутри страны.

Напомним, первый запрос поступил соцсетям от Роскомнадзора в декабре 2017 года и формально был удовлетворен. Однако на второй, направленный в январе 2020, компании решили не отвечать. Локализация в итоге так и не была проведена, а штрафы в 4 млн рублей Facebook* и Twitter до сих пор не оплатили. При этом интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев предположил, что до соцсети, у которых даже нет российского офиса, требование просто не дошло.

Тем не менее имеющие свои представительства в России компании тоже работают с официальными обращениями не менее избирательно. Например, компания Apple в первом полугодии 2019 года удовлетворила только 82% запросов от правоохранительных органов РФ. Рассмотрим и ситуацию с сервисом YouTube, принадлежащем Google, Роскомнадзору потребовалось трижды отправлять запрос об удалении противоправного контента - речь идет о блокировке ролика с оскорблением флага РФ. Кроме того, московское представительство компании отказалось назвать причины блокировки YouTube-каналов ряда российских СМИ. При этом YouTube и Instagram никак не исполнили требования Генпрокуратуры удалить недостоверную информацию о коронавирусе.

"Очевидно, что Facebook* и Twitter настроены по-прежнему не исполнять российские законы и не выплачивать штрафы. Значит, пора начинать в их отношении "операцию по принуждению к миру", говоря распространенным сейчас военным языком. Нужно, чтобы все российские госкомпании и ведомства, от муниципальных до федеральных, перестали размещать в этих соцсетях рекламу. Этого требует банальный здравый смысл: наше государство не спонсирует нарушителей закона в других сферах деятельности, не надо делать исключение и для интернета. Когда топ-менеджеры заметят сокращение доходов в России, уверен, им захочется об этом поговорить", - считает депутат Госдумы Антон Горелкин.

В то же время Facebook* (владеющий Instagram) достаточно эффективно взаимодействует с правительством США и даже добавила ряд сервисов для информирования пользователей о ходе политических кампаний.

"Очевидно, что происходящее требует реакции со стороны государства. Органы власти должны иметь обеспеченную и зафиксированную в законе возможность применять меры воздействия на нарушителей. Если действующий закон не предоставляет достаточно возможностей - его необходимо актуализировать и расширить. Вчера в ОП РФ и сегодня на круглом в столе в Совете Федерации мы совместно с коллегами обсуждали возможные меры. Среди них - запрет государственным органам и компаниям на размещение рекламы на зарубежных интернет-площадках, замедление интернет-трафика на сервисы нарушителей, введение оборотных штрафов и не только", - отметил член Общественной палаты России Александр Малькевич.

По его словам, обязательная составляющая цивилизованного заработка бизнеса заключается во взаимодействии с регуляторами - ФНС, РКН, ФАС, а также в соблюдении местного законодательства.

"Нахождение сервисов, работающих с гражданами РФ, в правовой юрисдикции РФ - это не прихоть, а цивилизованное, логичное и аполитичное требование, оно практикуется в других странах мира и должно лечь в основу актуализированного российского правового регулирования в сфере IT. Обновленное законодательство должно в том числе устанавливать ясные, четкие и понятные для всех интернет-площадок принципы работы, правила модерации контента, правила работы с деструктивным контентом и недостоверной информацией. Эти требования должны быть едины для всех площадок, как российских, так и зарубежных", - добавил он.

Эксперты предлагают пойти навстречу IT-гигантам и позволить им организовать виртуальные офисы, устроенными по аналогии с "Личным кабинетом налогоплательщика", реализованном Федеральной налоговой службой России. Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения АЮР Александр Журавлев отметил, что в виртуальном представительстве должны быть реализованы функции и возможности сдачи отчета о финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, необходимы функции, которые бы позволили иностранной компании работать непосредственно с регулятором на территории России и осуществлять обмен сообщениями с государственными органами.

"Обязать иностранные компании открывать цифровые или реальные представительства мы не можем - это юридически невозможно. Но если в ходе их деятельности будет установлено, что они не исполняют российские законы, например, не в полном объеме платят налоги, не локализируют персональные данные, не осуществляют функции по удалению противоправного контента, информации, то в этом случае возможно введение в законодательство адекватных мер, которые бы могли на них воздействовать", - пояснил Журавлев и напомнил о ситуации с TikTok и санкциями Министерства промышленности и торговли США за возможную передачу разведке Китая данных американцев.

  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ