Статьи

​Пассионарный хаос: украинцев не понимает никто, в том числе и они сами

​Пассионарный хаос: украинцев не понимает никто, в том числе и они сами

Взрывы под Винницей, в украинском посёлке Калиновка насколько трагичны, настолько и логичны. Собственно, главная их трагичность и заключается в их предсказуемости. Нечто подобное должно было случиться – и оно случилось. Причина тому – хаос, поглотивший страну. Платон Беседин - о том, почему Украина потеряла вектор развития и к чему это приведет.

Каждая новость из Украины больше напоминает весть из пространства, управляемого генератором случайных чисел. Страна не структурирована, страна находится в состоянии прострации и поддерживается в фиктивном единстве лишь одним фактором – угрозой внешнего врага (России). К слову, взрывы под Винницей также списали на диверсантов. Эти жовто-блакитные ребята ничему не учатся.

Но на деле над всем этим бедламом возвышается тотальное непонимание. Народ не понимает, что делает власть. Европа не понимает, чего вообще хочет Украина и куда идёт. Военные не понимают приказов. И главное – люди не понимают друг друга. Ни внутри, ни снаружи не понять, какой ещё фортель может выкинуть Украина. То ли ещё оружие кому продаст, то ли сама на нём подорвётся.

И в данном контексте важно понять одну вещь. В России принято говорить о Евромайдане как о сугубо негативном событии, разрушительном для Украины. Это не так. Евромайдан стал точкой рождения новой украинской нации, и страна, её народ пережили то, что Гумилёв назвал пассионарным взрывом. Однако куда была направлена высвободившаяся энергия? По сути, её приватизировали новые старые люди – тот же Порошенко, – которые не приняли свежих кардинальных решений. Истории о вхождении в Европу – не более чем сказки для тех, кто не может позволить себе безвиз.

Нынешняя Украина – ухудшенная копия страны времён Януковича. И это ещё одна серьёзная трагедия нового украинского народа. Ему ведь пообещали не только новое правительство, но и новые решения, смыслы, новый уровень жизни, наконец. Но всё, дай бог, осталось прежним, а то и хуже. И для охраны этой системы власть по старой методичке использовала националистические силы.

Это родило непонимание на Западе. С какими странами сейчас Украина находится в нормальных отношениях? Польша раздражена Бандерой и требует не допустить Киев в ЕС. Также бандеризация Украины раздражает и Израиль. Реформа образования, проведённая правительством Порошенко, оттолкнула от Киева Венгрию, Молдову и Румынию. С любимыми США украинские власть имущие откровенно ошиблись, сделав ставку на Клинтон, а был Трамп, и теперь единственное, что остаётся Киеву – это закупать уголь из Пенсильвании. И далее в том же духе. Вишенкой на ядовитом торте Украина разрывает мировое сообщество новостью о сотрудничестве с Северной Кореей. У Европы остаётся лишь один вопрос: "А чего ещё ждать от этих хлопцев?" Они, европейские лидеры, не понимают и предсказать не могут.

Но важнее то, что происходит внутри страны, важнее то, как рвутся коммуникации между самими гражданами. Потерян сам язык, навык общения. Люди говорят, оперируя разными смысловыми кодами. Вспомните, ведь всё начиналось с притеснения русского языка. И тогда адекватные люди не понимали, от чего нельзя решить данный вопрос, что называется, полюбовно. В итоге конфликт вокруг русского языка привёл к потере языка общения как такового; люди всё менее понимали друг друга, разорванные на свои группки, и это привело к самому чудовищному, убийственному непониманию – войне.

Но и из неё выводы сделаны не были. Порошенко так и продолжил спекулировать на данной теме, вызывая ненависть бойцов АТО, а те в свою очередь почувствовали себя брошенными. Отсюда – толпы непонятых и неотмщённых. И, глядя на них, остальные украинцы засомневались: а не поступит ли власть с ними так же, как и с людьми, отправленными на войну, на самое святое, как им объяснили?

Фокус ведь в том, что понимание между людьми возможно лишь тогда, когда есть единые смысловые коды. Так садится самолёт: ему подают условные знаки, пилот их прочитывает и приземляет машину. Если он встречает незнакомые ему сигналы, то сомневается или даже впадает в панику. Нечто похожее происходит и с людьми.

Так вот, какие сейчас символы, понятные всем, декларируются в Украине? На роль таковых, на роль объединяющего и главного начала предлагается Бандера и его деяния. Однако могут ли они быть приняты всеми украинцами? Если только в одном Львове к Бандере – прямо противоположное отношение. Рождает ли такой национальный герой понимание между украинцами? Нет, наоборот. И позиция власти тут лишь усиливает общее, скажем мягко, удивление. Более идиотского кандидата на роль национального скрепляющего героя – и для своих, и для европейских – трудно было найти. Но Порошенко и компания постарались.

Непонимание же происходящего неизбежно рождает страх. Он материализуется и отдаётся по стране взрывами, как под Винницей, или массовыми побоищами, как в Киеве. Страх лезет, точно пьяная проститутка под свитер, и оставляет мерзкое чувство. Страх неизвестности, страх непонимания.

Именно это чувство сегодня властвует над людьми в Украине. Они не понимают происходящего – его причин, его целей – и оттого напуганы. Потому не стоит удивляться очередному погрому националистов или неадекватному заявлению властей – виной тому повсеместный страх, рождённый непониманием и перерастающий в массовый психоз. Логически объяснить сие невозможно. Так, как сегодня в Украине, поступают люди только испуганные, истеричные. У них нет и не может быть иного желания, как крушить то, что невозможно уяснить. Оно не прельщает – оно пугает и отвращает. Потому Украина разрушается на наших глазах, во всех сферах. Руками тех, кто ещё недавно стоял, зачарованный светом пассионарного взрыва.

И когда наши эксперты говорят о вмешательстве в дела Украины, мол, там надо что-то наладить, они сильно ошибаются. Лезть туда не стоит ни при каких обстоятельствах, чтобы не оказаться замкнутым в генераторе случайных чисел. Эта конструкция развалится сама: она не понимает, как ей существовать.

Самой же Украине крайне важно сегодня не метаться в националистическом или европейском угаре – два пути одинаково тупиковы, так как за ними не стоит внятных символов, месседжей, – а важно наконец дать своим гражданам нечто ясное и чёткое, то, с чего необходимо начинать выстраивать понятный, а, значит, и безопасный мир. Пассионарной энергии мало – нужна конструкция, каркас.

Иначе не только Винницкая область, но и остальные будут метаться под грохот взрывов и протестов. А что им ещё остаётся делать в состоянии тотального непонимания и страха? От пассионарного взрыва Украина перешла к пассионарному хаосу.