Мнение

Европейцы уходят к Маску. На чем будет зарабатывать Роскосмос

Европейцы уходят к Маску. На чем будет зарабатывать Роскосмос

Европейское космическое агентство (ЕКА) сообщило, что отказывается от использования российских кораблей для доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Теперь Европа будет пользоваться американскими аналогами. Это была существенная часть заработка "Роскосмоса". На чем теперь будет зарабатывать корпорация, в материале Андрея Васильева.

В общем и целом руководство госкорпорации всегда подчеркивало, что основной заказчик космических пусков — именно государство. Выполнение федеральной космической программы всегда значилось как главная цель, но периодически, примерно раз в год, проскакивали громкие заявления относительно коммерчески успешных проектов госкорпорации. Они, по крайней мере пока, неважные. Тяжелые и сверхтяжелые ракеты были и остаются проектами без серийного производства, а работа на МКС — единственном и, пожалуй, последнем крупном международном проекте, под угрозой срыва.

К 2025 году финансирование МКС могут прекратить американцы, на долю которых в данный момент приходится более половины всех затрат на обслуживание станции. Содержать такой объект "Роскосмос" не сможет, а это значит, что с МКС, скорее всего, Россия просто уйдет.

Кандидат технических наук, инженер систем жизнеобеспечения в системе "Энергия-Буран" Владимир Крючков говорит: 

Есть два варианта развития событий. Первый — это полный отказ от МКС и сведение станции с орбиты. Второй вариант — это попытка по остаточному принципу поддерживать жизнеспособность станции, но разумеется, не в тех объемах, в каких это осуществляется сейчас. Чтобы определить, какой из вариантов больше подходит, наверняка придется создавать научную комиссию, которая определит потенциал исследований на станции и сопоставит эти данные с расходами.

Впрочем, первые серьезные проблемы начинаются уже сейчас. Итальянский космонавт Лука Пармитано стал последним, кто полетел на российском "Союзе" за деньги. Вместо российских кораблей ЕКА будет использовать американские космические корабли, которые создавались на протяжении последних нескольких лет как государственными подрядчиками, так и частной космической компанией SpaceX, принадлежащей Илону Маску.

30 декабря 2019 года Маск нанесет самый болезненный удар по российской космонавтике. На этот день назначен полет первого корабля Crew Dragon — пилотируемого семиместного космического корабля. Его особенность не только в том, что он в два раза вместительнее, чем российские космические корабли. Для его вывода на орбиту больше не понадобятся российские ракеты "Союз" — у SpaceX есть собственные ракеты-носители Falcon 9, способные без проблем возить своих специалистов по космосу без согласований с россиянами.

Существенной экономии здесь нет, зато есть независимость. Вместо $50 млн за запуск "Союза" NASA платит $60 млн Илону Маску. Как отмечают эксперты, на переходном этапе между 2019-2020 годами американцы смогут сравняться с российскими производителями по стоимости пуска и даже сдвинут цены на пусковые услуги вниз.

Сейчас завершается модернизация ракет Falcon 9. После доработки двигательной установки и системы управления полетом ракета будет потреблять меньше топлива, а ее ресурс серьезно возрастет. Вполне может случиться так, что стоимость одного пуска будет существенно ниже $50 млн, — говорит кандидат технических наук, инженер-ракетостроитель Игорь Масленников.

Учитывая непростую ситуацию в отношениях с США, важно понимать: если финансирование МКС остановят к 2025 году, единственной возможностью "Роскосмоса" заработать останется спутниковая программа, а остальные источники заработка исчезнут. Как раз тут необходимо отметить, что на пусках к МКС и всей ракетной теме вообще "Роскосмос" в хорошие годы зарабатывал примерно по $300 млн в год. Теперь о таких прибылях можно только мечтать.

Сейчас действует крупный контракт с британской компанией OneWeb. В рамках этого соглашения "Роскосмос" произведет несколько десятков запусков. Учитывая количество спутников, заказанных OneWeb, речь может идти о 22-23 космических запусках. И на этом все. Дальше — только поддержание инфраструктуры и один-два запуска в год, не более.

И хотя формально компания OneWeb зарегистрирована в Великобритании, производством спутников для них занимается французский гигант Airbus Defence and Space.

Французы, кстати, для создания спутников пользуются не только своими технологиями, но и активно закупают плазменные двигатели и другие компоненты в России. Поэтому на ближайшие несколько лет именно OneWeb будет снабжать твердой валютой госкорпорацию и заводчан, собирающих ракеты в цехах. При этом важно понимать, что большая часть бюджета "Роскосмоса" сейчас как раз и держится на заказе от компании OneWeb. Чтобы доказать серьезность своих намерений, британцы перевели "Роскосмосу" $1 млрд авансом. Бюджет "Роскосмоса" составляет чуть более  $4 млрд в год.

Никаких проектов сверх заказов от OneWeb у "Роскосмоса" пока нет. Но это пока. По словам специалиста в области ракетно-космической техники Бориса Скачкова, в ближайшие 10-15 лет шанс заработать на космических программах других стран еще остается, но делать это станет сложнее.

Если думать на перспективу, то варианты такие: Индия, Китай, может быть Япония, и ряд других государств, у которых космическая программа находится в приоритете. Президент Франции вот заявил, что неплохо бы опять сотрудничать с Россией в космосе. Но у каждой из этих стран своя космическая промышленность очень мощная, особенно Китай и Индия сейчас на подъеме. Китайцам интересно работать на МКС ровно до того момента, пока собственную станцию не выведут на орбиту. Индия чуть позади КНР по развитию космонавтики, поэтому с ними тоже стоило бы налаживать контакт. Французы имеют право принимать самостоятельные решения по части космоса, поэтому тоже вполне могут поучаствовать, но суть этих проектов, если не будет МКС, будет сложно определить.

Как отметил эксперт, совместная работа в космосе если не закончится совсем, то претерпит ряд серьезных изменений. Скорее всего, "Роскосмос", США и Европа пойдут своими дорогами. МКС, как последний оплот дружбы между государствами, может прекратить существование, тогда "Роскосмосу" придется срочно решать, как зарабатывать деньги за пределами федерального бюджета. Многоразовых ракет и сверхгрузоподъемных космических кораблей серийно Россия не производит, а значит и конкурировать на мировом рынке будет крайне тяжело. Выезжать на заказах по старой памяти уже не получится — в современном мире тот, чьи ракеты надежнее и дешевле, диктует условия всем остальным. И "Роскосмос" в этом смысле должен либо срочно адаптироваться, либо уйти с рынка пусковых услуг навсегда.