Полгода назад Михаил Мишустин возглавил российское правительство. То, что произошло за это время, очень похоже на запуск новой экономической политики, которую до этого приходилось откладывать. Замена прежнего правительства казалась многим формальной, так как более половины членов кабмина сохранили свои места или были переведены на "параллельные" должности. Но на деле она стала началом масштабной экономической реформы в стране. Реформы, которую большинство просто не заметило за обсуждением правил самоизоляции. 78% экспертов Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) заявили, что считают правительство Мишустина "техническим". Михаил Мельников категорически не согласен с этим утверждением.
Все-таки люди, сколько-нибудь интересующиеся жизнью за пределами дома, работы и Сирии, должны были обратить внимание на то, что целый ряд антикризисных мер, направленных на поддержку бизнеса, введен не временно, а на постоянной основе. То есть меры эти готовились заранее — просто их расценили как оперативную реакцию на пандемию. Например, налог на доход с депозитов выше 1 млн рублей. С марта по июнь все реформы объявлялись исключительно в контексте помощи бизнесу или гражданам в сложной ситуации, хотя многие из них явно выглядели проработанными заранее.
Первые элементы новой экономической политики прозвучали еще в Послании президента Федеральному собранию 15 января. Понятно, что больше всего запомнились новая трактовка материнского капитала и предложение об изменении Конституции, но были там и другие важные моменты. Так, президент призвал внести наконец "дедушкину оговорку" — гарантии неизменности условий для инвесторов, дабы "обеспечить более широкий горизонт для планирования инвестиций". Также он говорил о "гибком механизме экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий". Эти поручения детально разрабатывало уже правительство Мишустина.
Я не буду упоминать чисто антикризисные меры — например, возврат налога самозанятым, временную отмену штрафов за различные неуплаты, финансовую поддержку здравоохранения, субсидии на внутренний туризм и так далее (о части из них я уже писал). Посмотрим только на долгосрочные решения и не забудем, что принимались они среди огромного числа краткосрочных, оперативных.
Многие решения представляло не правительство, а президент, но это обычная практика. Тем не менее резкий сдвиг государственной экономической стратегии связан именно с работой нового премьер-министра, имеющего большой опыт главного налоговика и знающего экономику страны, что называется, "с полей", а не из отчетов Росстата и Всемирного банка.
Главные шаги правительства
Впервые в XXI веке у нас появилась прогрессивная шкала налогообложения физических лиц. Пока в почти шуточной форме НДФЛ 15% для доходов сверх 5 млн в год, но главное, что дверь наконец открыта. Плоской шкалы нет ни в одной развитой стране мира, а у нас, с учетом системы взносов в социальные фонды, она по факту получалась даже регрессивной.
Радикально сокращены взносы для малого и среднего бизнеса: прежняя шкала "22% в пенсионный, 2,9% в социальный и 5,1% на медстрахование" действует только для зарплат размером до МРОТ. Для всего, что выше, взносы в ФСС отменены, в Пенсионный фонд сокращены до 10%, в ФФОМС — до 5%. То есть расходы работодателя по этой статье уменьшились почти в два раза — при условии, конечно, что он платит зарплаты, а не подачки в размере полутора-двух МРОТ. Это важнейшая антимонопольная мера, которая позволит небольшим предприятиям увереннее бороться за свою долю рынка с гигантами.
Отдельно упомяну настоящую налоговую революцию в IT-сфере — одной из самых перспективных в российской, да и в любой другой экономике. Правительство наконец признало, что выводить на чистую воду программистов-удаленщиков и штрафовать их за неуплату налогов глупо — гораздо лучше создать такие условия, чтобы платить налоги было удобно и выгодно. Планка страховых взносов, и без того низкая, опущена до 7,6% (у "простых смертных" 30%), налог на прибыль — с 20% до 3%, разработана гибкая система грантов. Да, это в том числе и правительство цифровизации, но в первую очередь — правительство реалистов, которые понимают, что лучше получить мало, чем ничего. И да, все это еще и о борьбе с утечкой мозгов.
Глава Центробанка не является членом правительства России, но все же снижение ключевой ставки (4,25% — исторический рекорд!) и, как следствие, стоимости кредитов также укладывается в новую экономическую политику. Она сильно отличается от той, что мы видели ранее. В 2014 году тоже падали производство и рубль, однако ставка тогда — при том же руководстве ЦБ — выросла до небес. Сейчас картина обратная.
Ускоренная покупка Сбербанка у Центробанка — вроде бы уже собрались отложить до решения более актуальных вопросов, связанных с падением при пандемии, но внезапно все же провели сделку. Эта операция позволила закрыть часть кредитных долгов военпрома, перевести деньги из Фонда национального благосостояния в текущий бюджет (которому предстояла масса внеплановых расходов), а заодно отодвинуть от выросшего до 7% ВВП ФНД очередь желавших погреть на нем руки. Государство намерено напрямую контролировать кредитную политику банка-монополиста, чтобы он — в идеале — работал в интересах граждан, а не финансовых тузов.
Пересмотр национальных целей в сторону реализма, уже без входа в пятерку крупнейших экономик мира по ППС и других изначально несбыточных тезисов. Пандемия стала уважительной причиной, но будем честны, "национальные проекты" наконец принимают реалистичный характер. Такими темпами можно дожить и до их исполнения.
Хотелось бы подробнее рассказать также про принятый закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (упомянутая "дедушкина оговорка"), но вот нет у меня истовой веры в его успешное и повсеместное выполнение с первых же дней. Это скорее игра вдолгую: лет через пять можно будет только попытаться оценить, работает ли закон по-настоящему.
Из того, что ожидается в обозримом будущем, отмечу антимонопольную реформу распределения электроэнергии, которую готовят "Россети", пробиваясь через колоссальное сопротивление крупнейших холдингов. Те платят за доставку электричества в 3–6 раз меньше, чем небольшие потребители, и не участвуют в перекрестном субсидировании. Это ведет к самому махровому монополизму, поэтому правительство в лице Минэнерго и Минэкономразвития поддерживает пересмотр сложившейся системы.
***
Можно по-разному оценивать работу разных министерств, но большинство шагов правительства Мишустина — очень по делу, давно назрели и действительно должны поддержать нашу многострадальную экономику независимо от развития ситуации с коронавирусом. А что до членов РАСО, которые считают правительство "техническим", — они, наверное, были слишком заняты беспорядочными связями с общественностью, а та в основном интересовалась масками и пропусками. Вот и пропустили все самое интересное.