Статьи

Выслушают всех: после прямых линий президента решаются сотни тысяч проблем

Выслушают всех: после прямых линий президента решаются сотни тысяч проблем
Сергей Кузнецов

30 июня 2001 года состоится очередная прямая линия президента России Владимира Путина. Ожидается рекордное число обращений — людей волнует буквально все, от сроков отмены пандемийных ограничений до судьбы отдельно взятого футбольного тренера. Ruposters рассказывает, что происходит за кулисами подобных мероприятий и после них.

2019. Президент не одинок

Прямые линии и пресс-конференции президента по телерейтингам в России спокойно выигрывают и у сериалов-блокбастеров, и у спортивных финалов. Это действительно важные события, которые долго и широко обсуждают потом в каждом населенном пункте страны. А сотни тысяч людей ждут таких мероприятий с особым нетерпением: они надеются, что там волшебным образом решатся их проблемы, на которые закрывают глаза местные чиновники.

Волшебства в управлении страной, к сожалению, не бывает. Но проблемы действительно решаются — как по приказу президента, так и благодаря людям, выполняющим малозаметную черновую работу во время таких прямых линий.

Ошибаются те, кто думает, что в реальную работу поступают только те вопросы, которые прозвучали во время прямой трансляции работы президента с обращениями. Ничего подобного — фиксируются все звонки и письма граждан, и на большинство из них следует реакция.

В 2019 году на прямую линию поступил миллион адекватных обращений (откровенный бред в базы не заносят). 220 тысяч из них содержали общие пожелания, остальные 780 тысяч — конкретные. 400 тысяч проблем оказались в ведении региональных и местных властей, 380 тысяч — вопросы федерального уровня.

Так вот, 80 тысяч обратившихся к Путину граждан получили конкретную волонтерскую помощь, 240 тысяч проблем были решены на уровне власти, на решение еще 200 тысяч удалось выделить бюджет.

Давайте посмотрим, кто и как это делал.

От Шиеса до ЖЭКа

Проблемой номер один (почти 25 тысяч обращений) оказалось в 2019 году строительство мусорного полигона в Архангельской области (Шиес) — в итоге проект был свернут. Такие решения, понятно, принимаются как минимум на уровне губернаторов, а в данном конкретном случае — по личному распоряжению Владимира Путина.

Много вопросов по экологии (загрязнение воздуха, рек), по нарушению прав на пенсии или социальные выплаты, по жилищным проблемам. Тут тоже без вмешательства государственных структур не обойтись: просто так выделить жилье волонтеры не в состоянии, но вот проконсультировать людей по сложным вопросам — вполне, и это делалось очень активно.

Сотни тысяч запросов касались локальных проблем, где привлечение властей зачастую вообще не требовалось — достаточно было помощи неравнодушных людей, которые могли собрать продукты или одежду, найти хорошего врача, жестко поговорить с руководством ЖЭКа.

К решению таких проблем под эгидой Объединенного народного фронта (ОНФ) подключились 450 некоммерческих и волонтерских организаций. Один только обзвон оказался грандиозным — пришлось связаться с 320 тысячами граждан, чтобы уточнить детали по их обращениям. Абсолютными лидерами стали движение "Волонтеры-медики" и Ассоциация волонтерских центров — они помогли 21 тысяче человек получить льготные лекарства или бесплатную продовольственную помощь. Совет матерей проконсультировал 3000 семей по нюансам получения льгот и выплат. Самые разные вопросы решала "Молодежка ОНФ": от настройки цифрового ТВ до ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2020. Обратная связь

Главным интерактивным мероприятием президента в 2020 году стала памятная декабрьская пресс-конференция. И хотя формально это было мероприятием для СМИ, вопросы принимались от всех — поступило 343 тысячи обращений. 53 тысячи (!) проблем удалось решить быстро, 7 тысячам просителей был дан обоснованный отказ, на решение 5 тысяч проблем заложены деньги в бюджет, около 200 тысяч на момент публикации отчета оставались в работе — президент не волшебник, решить многолетние проблемы взмахом руки не может.

При подготовке пресс-конференции впервые использовалась информационная система обработки сообщений и обращений граждан "ОНФ. Помощь" — к ней подключено более 3,5 тысячи ведомств, задействованы 10 тысяч человек.

На сей раз на первый план вышли вопросы социального обслуживания и защиты — заметно выросшие в 2020 году выплаты по разным причинам смогли получить не все их адресаты. Вообще, с лучшей стороны проявил себя Пенсионный фонд России, разрешивший 45,8% поступивших проблем в течение полугода после пресс-конференции. Характерно, что лидеры в проценте разрешения проблем — ПФР, Фонд социального страхования, Роструд — подключили к системе "ОНФ. Помощь" все свои региональные отделения, что и помогло быстро реагировать на жалобы граждан. ФСС вообще стал чемпионом, за 2 месяца закрыв более 60% обращений. Из региональных же властей лучше всего проявили себя Кузбасс и Пермский край, разрешив соответственно 81% и 76% вопросов.

Специально к пресс-конференции ОНФ также разработал систему оповещений граждан об изменениях в законодательстве по темам, которые они затронули в своих обращениях, например: "ОНФ информирует Вас о том, что по теме вопроса, с которым вы обращались в рамках пресс-конференции президента РФ, произошли изменения: с 14.04.2021 семьи с детьми могут взять льготную ипотеку на покупку земельного участка или строительство частного дома".

Объединенный народный фронт организовал серию прямых эфиров "Прямая линия. Обратная связь", где демонстрировал способы решения многих наболевших проблем. Интерес был огромным: скажем, эфир по мерам поддержки семей с детьми собрал 16 млн просмотров — то есть отчет о выполненной работе посмотрел каждый девятый житель России. Благодаря обратной связи удалось выявить и те "узкие места", которые вроде бы не особенно ярко звучали на прямой линии: на проблемных соседей пожаловались лишь 220 семей, а передачу об обратной связи посмотрели 1,9 млн человек. То есть проблема дебоширов и эгоистов в многоквартирных домах на самом деле стоит очень остро, просто люди не находили поддержки у местных властей, а обращаться к президенту с такой "мелочью" стеснялись. Очевидно, что нужны какие-то изменения в Жилищном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях — закон и доброе слово действуют эффективнее, чем просто доброе слово.

2021. Помощь придет!

С каждым новым мероприятием его организационная структура совершенствуется. Так, в рамках подготовки к прямой линии 2021 года ОНФ организовал прием сообщений граждан из отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, добавил возможность поставить галочку "Нужна помощь волонтера", чтобы просьба сразу попадала в региональные клубы "Мы вместе" и службу поддержки сайта dobro.ru. Поэтому реакция чиновников и волонтеров на сей раз обещает быть еще более быстрой и эффективной.

А ведь именно по результатам таких мероприятий, к слову, в администрации президента составляют мнение о реальном качестве работы региональных властей. Чем меньше (в процентах от числа жителей) поступило жалоб на твою работу, чем лучше (в процентах от числа обращений) ты на них отреагировал, тем выше будет мнение о тебе, дорогой губернатор, тем больше твои шансы сохранить пост, а то, глядишь, и развить карьеру на федеральном уровне.

Так что не бойтесь обращаться к президенту даже с мелкими вроде бы проблемами, если они для вас действительно важны. Помните, за спиной Владимира Путина стоит многотысячная армия активистов ОНФ, которые не дадут чиновникам спокойно спать и помогут людям там, где это не в силах сделать власти.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share