По статистике, каждый год по всему миру 1,3 млрд тонн продуктов питания отправляются на свалку. Утилизация просроченного товара — обязанность супермаркетов, но не все выполняют ее в срок и в полном объеме, и часто просрочка оказывается на полках магазинов. Однако испорченные и некачественные продукты — это не только удар по кошельку, но и по здоровью. Почти каждый хоть раз покупал такие продукты, но, как правило, просто выбрасывал товар в мусорное ведро, полагая, что потраченные деньги вернуть уже нельзя. Однако это не так: вернуть средства вам обязаны по закону. Ruposters рассказывает, куда жаловаться, если вы купили в магазине хлеб с плесенью или колбасу "с душком".
Чем опасна просрочка
Если вы купите и съедите продукт сразу после истечения срока годности, ничего страшного не случится. Большинство продуктов не портятся моментально и какое-то время еще пригодны в пищу. Однако есть категории товаров, на которые это не распространяется. То есть после истечения срока годности они сразу становятся опасными и их ни в коем случае нельзя есть. Это курица, рыба, мясо, молочные продукты и консервы. Особенно опасна консервация: вздутые банки с истекшим сроком хранения могут стать причиной ботулизма.
Кроме того, в испорченных продуктах заводятся плесень и микробы. Плесень выделяет токсичные вещества, способные вызвать самые разные болезни. Микробы, размножившиеся в подходящей для них среде, могут стать причиной пищевого отравления. Категорически запрещено давать малышам просроченное детское питание и молочные продукты. Если вкус, запах или цвет еды кажутся вам подозрительными, лучше перестраховаться и не употреблять ее.
Срезать испорченные места с овощей, фруктов, сыра или хлеба тоже плохая затея. Оставшаяся часть хоть и будет чистой на вид, но не будет безопасной. Плесень — это грибок, и проникает он очень глубоко. От употребления таких продуктов могут возникнуть недомогания и даже развиться серьезные заболевания.
Что делать, если я купил просроченный товар
Для начала необходимо обратиться в тот супермаркет, в котором была приобретена просрочка. Продажа просроченных продуктов строго запрещена, поэтому вы имеете право на возврат своих средств или замену продукта на такой же, но с нормальным сроком годности. Если такого продукта уже нет в наличии, вам обязаны заменить его на идентичный товар, но другой марки, и, соответственно, пересчитать сумму за покупку.
Отсутствие чека о покупке не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований и не лишает вас возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение того, что вы действительно купили тут товар. Но лучше всего сохранять чеки при покупке — это убережет вас от лишней нервотрепки. Помните, что продавец не вправе отказать вам в возврате средств, даже если товар использован частично или упаковка вскрыта. При возврате денег с вас не вправе удерживать ту часть, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования или вскрытия упаковки.
Если продавец отказывается возвращать средства, обязательно напишите письменную претензию с вашими требованиями и отнесите ее лично в магазин. И только после того как руководство супермаркета проигнорирует ваше письмо, вы можете обратиться в органы Роспотребнадзора. Заранее подготовьте имеющиеся у вас доказательства нарушения ваших прав: просроченный товар или его фото, кассовые чеки, записи с камер видеонаблюдения в магазине и т.д. Очень важно, чтобы до обращения в Роспотребнадзор вы предварительно написали претензию в магазин, пытались договориться с руководством и ваша проблема не была решена. Только в этом случае Роспотребнадзор рассмотрит ваше обращение и начнет проверку.
Что делать, если купленный товар плохого качества
Продавец обязан предоставить покупателю товар надлежащего качества, поэтому в случае покупки испорченных продуктов необходимо обратиться к нему с письменной претензией в 2-х экземплярах. В ней должны быть четко сформулированы ваши требования, указаны наименование товара, изготовитель, дата изготовления и упаковки, срок годности, масса нетто, состояние товара при покупке. Один экземпляр претензии должен остаться у вас, второй — отдайте лично продавцу или отправьте на адрес магазина заказным письмом. Образец претензии можно скачать на сайте Роспотребнадзора.
Продавец отказал в удовлетворении требований, заявленных в претензии? Теперь вы вправе обратиться в суд. Это можно сделать по месту нахождения организации или по месту вашего жительства.
Помните, что, согласно Закону "О защите прав потребителей", вернуть обратно в магазин продукты надлежащего качества нельзя, возврат пищевых товаров в магазин по истечении срока годности тоже невозможен. Купленный торт, со сроком годности 48 часов, по истечении этого срока становится невозвратным товаром.
Что делать, если в результате употребления продукта пострадало здоровье
В этом случае вам необходимо найти чек на подозрительный продукт и прикрепить его к самому товару, послужившему причиной отравления. Чек будет служить основным доказательством того, что вы купили некачественный продукт в супермаркете, очень важно его не потерять. Обязательно нужно вызвать врача, чтобы он сделал подробное заключение о вашем самочувствии и указал в нем возможные причины отравления.
Далее, не теряя времени, сразу пишите заявление в Роспотребнадзор. В нем вы должны подробно описать случившееся, указать свои контакты и контакты магазина, а также приложить копию чека, медицинского заключения, чеки на оплату лечения и т.д. Очень важно все делать быстро — менеджеры супермаркета могут избавиться от некачественного товара, и тогда Роспотребнадзор не сможет совершить контрольную закупку и ответить на ваше заявление.
Не забудьте составить и претензию к магазину в письменном виде. В ней стоит потребовать возмещения материального и морального вреда. Передать претензию можно лично, а можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если Роспотребнадзор провел контрольную закупку и подтвердил вашу правоту, но администрация магазина все равно отказывается возместить вам ущерб, смело отправляйтесь в суд — закон будет на вашей стороне.