Специальный представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности экологии и транспорта Сергей Иванов прибыл на семинар поисковиков "Небо Родины" в Рязанской области.
Поисковое движение разбило полевой лагерь в Захаровском районе Рязанской области, где были обнаружены фрагменты самолета-бомбардировщика ДБ-3а. Краеведы предполагают, что самолет выполнял боевое задание под командованием лейтенанта Александра Колодкина и разбился 17 октября 1941 года. В результате крушения погибли все члены экипажа, кроме командира - штурман Борис Подорожный, радист Борис Громов, стрелок Федор Сарамуд.
На месте поисковых работ историки рассказали Сергею Иванову о катастрофе и исследовании места крушения.
"Подробной информации о причинах катастрофы нет даже в архивных документах, стал резко снижаться упал, взорвался. Летчик успел выпрыгнуть и на следующий день вернулся в полк и доложил об этом. Штурман и два стрелка-радиста погибли. На сегодняшний день мы нашли номера обоих двигателей. Но в акте списания этого самолета за ним значатся другие моторы. Мы сейчас будем дальше поднимать документы, чтобы доказать что моторы были переставлены или постараемся найти тот номер который указан в акте", - сообщил член экспертного совета "Поискового движения России" Илья Прокофьев.
Представитель президента, в свою очередь, подтвердил, что по номеру двигателя всегда удается установить экипаж самолета - по словам Иванова, на его практике "не было сбоев" в случае, если удавалось узнать серийный номер силовой установки.
Участники семинара "Поискового движения" "Небо Родины" также обсудили официальное оформление памятных мест, которые были найдены и обустроены членами движения. Проблема заключается в том, что многие ценные исторические объекты формально относятся к лесному фонду и могут быть в любой момент переданы для коммерческого использования - вырубки леса или организации карьеров. Заместитель председателя карельского фонда "Эстафета Поколений" Илья Герасев обратил внимание Сергея Иванова на этот факт.
"Я сторонник того, чтобы правила были одинаковыми для всех. Переводить из категории в категорию можно. И конечно вы не коммерсанты, это понятно, но памятное место оно занимает очень небольшую площадь. Думаю, мы и это решим, только вы должны будете предоставить точные координаты этих памятных мест", - ответил он.
Также представитель главы государства раскритиковал идею захоронения найденных останков на месте их обнаружения - он напомнил, что в глухой лес не проводят дорог, и вряд ли кто-то будет ухаживать там за могилой.
Ответственный секретарь "Поискового движения России" Елена Цунаева, в свою очередь, пояснила, почему местом проведения семинара была выбрана именно Рязанская область.
"Тема семинара - это дальняя авиация, а здесь не только есть профильный музей по этой теме, но и в годы Великой Отечественной войны базировались дальнебомбардировочные полки, история которых еще требует изучения. По архивным данным известно, что на территории области было не менее 30 авиационных катастроф, места падения многих самолетов до сих пор не найдены, а летчики до сих пор числятся пропавшими без вести", - сообщила она.
Сергей Иванов пообещал, что приложит усилия к закреплению надлежащего отношения к останкам погибших со стороны дорожных компаний - зачастую их работники совершают подобные находки при прокладке новых трасс. Планируется сделать это при помощи акта Минтранса или агентства дорожного строительства.
"Была упомянута компания "Росавтодор", я ее хорошо знаю, поскольку был председателем совета. И глава компании мне сам докладывал о том, что при строительстве дороги "Москва - Санкт-Петербург" нашли останки, остановились, вызвали, все сделали по-человечески. Более того, там не только останки, там предметы, пряжки. Даже у себя музей сделали, гордятся этим", - вспомнил представитель президента.
На семинаре состоялась торжественная церемония передачи фрагментов дальнего бомбардировщика, найденных в Смоленской области, в Дягилевский музей дальней авиации. Установлено, что одним из членов экипажа этой боевой машины был уроженец Рязанской области Михаил Селиверстов, однако поисковики до сих пор не могут найти его родственников. В связи с этим передача информации о нем в музей приобретает особый смысл.
"Последние десять лет я стараюсь помогать поисковикам всем, чем могу. К сожалению не поднятых бойцов времен Великой Отечественной войны еще очень много, и я благодарен поисковикам. Вместо того, чтобы проводить свой отпуск на пляже или на курорте, они продолжают эту нужную благородную работу", - заключил Иванов.