Российские ученые сообщили о разрушении озонового слоя Земли из-за магнитных бурь

Специалисты Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и прочих российских высших учебных заведений совместно с учеными Давосской физико-метеорологической обсерватории пришли к выводу, что за 24 часа геомагнитных бурь может деформироваться до 25% озонового слоя Земли. Об этом РИА Новости рассказали представители Минобрнауки РФ.

В ведомстве подчеркнули, что ученые по всему миру стараются акцентировать внимание на исследованиях озонового слоя и изменениях земного климата. Для этого необходимо брать во внимание природные и антропогенные факторы, действующие в атмосфере, – от поверхности Земли до околоземного космического пространства. В их числе геомагнитные бури – поступление в окрестности планеты возмущенных потоков солнечного ветра и их взаимодействие с магнитосферой – плазменной оболочкой Земли.

Уничтожение озонового слоя связано преимущественно с выбросом обладающих высокой энергией протонов, электронов и альфа-частиц. Они попадают в атмосферу из магнитосферы, и в результате реакции образуются свободные радикалы, которые и уничтожают озон.

"Мы обнаружили, что во время геомагнитных возмущений в полярной атмосфере увеличивается концентрация радикалов. Это приводит к разрушению озона на высотах мезосферы в течение суток. Максимальное обнаруженное нами разрушение составило 14-25% на высоте около 75 километров. То есть магнитосферные бури способны разрушить до четверти имеющегося озона на этой поверхности", – сообщила начальник секции "Магнитосфера и влияние энергичных частиц на атмосферу" лаборатории исследований озонового слоя и верхней атмосферы СПбГУ Ирина Миронова.

С целью более подробно исследовать озоновый слой Земли специалисты СПбГУ сформировали модель, позволяющую рассчитывать температуру и концентрацию нейтральных газов, свободных электронов и ионов, участвующих более чем в 300 различных реакциях. В числе подобных процессов – азотные и водородные каталитические циклы разрушения озона. Данные, полученные петербургскими учеными, можно будет в дальнейшем использовать при прогнозировании будущего озонового слоя и климата Земли, а также для анализа распространения радиоволн.

Американские ученые, проанализировав спутниковые данные по вспышкам в Заполярье, пришли к выводу, что Арктике в будущем грозят катаклизмы из-за молний, которых станет больше в результате изменения климата. Количество пожаров в регионе может сильно увеличиться.

В сентябре прошлого года европейские ученые опубликовали исследование, согласно которому мир находится на грани масштабных климатических переломных моментов. Человечество должно принять срочные меры для сохранения климата, иначе не избежать катастрофы.

Исследование специалистов Оксфордского университета показало, что более 90% населения планеты до конца века столкнется с воздействием экстремальной жары и засухи одновременно. Это усугубит социальное неравенство и подорвет усилия по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу.