Компании, построившие рыбные заводы по программе инвестквот, в письмах обратились к вице-премьеру, полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу с просьбой вмешаться в ситуацию с получением штрафов от Росрыболовства, пишет телеграм-канал "Рыбхоз. Всё о рыбе". Речь про "Витязь-Авто" (входит в "Океанрыбфлот"), "Рыботорговую сеть", "Мурман Сифуд", "Камчаттралфлот" и группу "Баренц".
Штрафы Росрыболовства связаны с нарушением пункта договора, по которому заводы должны перерабатывать не менее 70% полученной квоты. По этому вопросу у ведомства есть претензии уже почти к 20 заводам – вероятно, требование изначально было нереализуемым.
Как пишет "Витязь-Авто»" в письме, отраслевые нормативы не позволяют обеспечить требуемые 70% производства продукции глубокой переработки – из 100% улова минтая можно выпустить только 27,1% филе и 24,9% фарша. Так, в 2020–2021 годах компания получила квот на 14,2–14,4 тысячи тонн минтая и сельди и должна была выпустить 9,9–10,1 тысяч тонн продукции, но произвела соответственно 8110 и 5990 тонн. За это в феврале 2024 года суд взыскал с компании по заявлению Росрыболовства 1,97 млрд рублей.
"Рыботорговая сеть" указывает, что в 2021 году не выполнила условия договора, так как на заводе ещё шли пусконаладочные работы. Но в 2023 году предприятие выпустило существенно больше требуемого объема, в том числе за счет закупаемого сырья. Группа "Баренц" пишет, что ограничения в связи с пандемией в 2021 году не позволили иностранным специалистам в срок настроить поставленное оборудование. С обеих компаний теперь требуют по 419,7 млн рублей.
В "Витязь-Авто" и "Камчаттралфлоте" считают, что выплата штрафов грозит банкротством компаний, так как штрафы кратно превышают их чистую прибыль. В "Рыботорговой сети" также говорят о возможной остановке работы предприятия. Аналогичные риски в письме приводит "Мурман Сифуд" (с неё требуют 1,2 млрд рублей). В связи с этим Трутнева попросили рассмотреть вопрос о снижении или отказе от штрафных санкций, в том числе пересмотрев условия исполнения договоров.