Выборы президента США в уходящем году разделили американское общество на две части. Ситуация усугубилась коронавирусом и серьёзной экономической рецессией. Дональд Трамп до сих пор не признал своего поражения и грозится антикоррупционным расследованием в адрес оппонента, а Джозеф Байден теряет сторонников из-за своей нерешительности и скандала с голосованием по почте. Малек Дудаков о том, что происходит в политической жизни США и с чем придется столкнуться американцам в 2021 году.
Уходящий 2020-й войдет в мировую историю как год бедствий и трагедий – первая за сто лет глобальная пандемия, тяжелейший за восемьдесят лет экономический кризис, политическая нестабильность и коллапс общественных институтов. На следующий год возлагаются самые смелые надежды: что экономика наконец-то начнёт восстановление, коронавирус сойдёт на нет, а человечество привыкнет к жизни в новых условиях. Но это во многом будет зависеть от положения дел в Америке, зависшей в неопределённости в условиях скандальных выборов и продолжающейся рецессии.
Свой 2020 год США начинали в тревожной, но вполне себе обыденной обстановке: экономика росла, безработица сокращалась, а Трамп уже готовился триумфально победить на выборах, переизбравшись на второй срок. На всём этом поставила крест эпидемия, добравшаяся из Китая и Южной Европы до Америки к началу весны. В кризисных условиях президенты США крайне редко переизбираются – Великая депрессия похоронила Герберта Гувера, а стагфляция 70-х – Джеральда Форда с Джимми Картером. Не повезло и Дональду Трампу: его главное достижение за первые три года президентства – хорошее состояние экономики – "обнулилось" на раз.
Возможно, даже в таких условиях Трамп смог бы переизбираться – он в бешеном темпе объездил всю Америку, проводя по 12 митингов в неделю и лихорадочно мобилизуя весь свой электорат. Но эпидемия дала возможность демократам внедрить массовое почтовое голосование и нужным образом "исправить" результаты в колеблющихся штатах, где Трампу удалось взять верх в ночь выборов. В последующие недели его преимущество стало таять на глазах, и после подведения окончательных итогов Трамп получил лишь 232 голоса выборщиков. По иронии судьбы именно столько же досталось Хиллари Клинтон четырьмя годами ранее.
Трамп до сих пор не признаёт своего поражения, хотя уже всем очевидно, включая его самого, что выиграл именно Байден. Попытки Трампа оспорить итоги выборов в судах закончились провалом – как и его призывы к коллегии выборщиков не утверждать Байдена победителем президентской гонки. У Трампа остаётся последнее оружие – заставить конгресс не сертифицировать итоги выборов. Для этого Трамп даже упросил неофициальных республиканских выборщиков от семи штатов символически за него проголосовать. Однако шансы на то, что Трампу удастся через конгресс удержаться у власти, мягко скажем, очень невысоки.
Тем не менее начало 2021 года, обычно сонный период для Вашингтона, теперь ожидает стать крайне драматичным. Пятого января пройдут вторые туры выборов в рамках двух сенатских гонок в Джорджии – они решат исход битвы за сенат. Если демократы победят в обеих гонках, то они сформируют своё шаткое большинство в верхней палате конгресса: там места разделятся 50 на 50, что позволит участвовать в голосовании вице-президенту США, которым вскоре станет Камала Харрис.
А шестого января как раз и состоится сертификация выборов в конгрессе. Некоторые республиканцы уже пообещали высказать возражение во время процедуры приёма голосов выборщиков. По американской конституции достаточно возражений одного сенатора и одного конгрессмена, чтобы приостановить сертификацию выборов. В таком случае законодатели объявляют двухчасовые обсуждения, а затем уже решают, что делать с выборами.
В теории республиканцы могут вынудить конгресс провести голосование по партийным делегациям от штатов – это ещё один непрямой способ выбора президента США. Но это будет грозить Америке масштабным конституционным кризисом, поэтому руководство республиканской партии вряд ли согласится устроить этот политический цирк с переголосованием, которое ещё неизвестно чем закончится.
Если не произойдёт ничего форс-мажорного, то шестого января конгресс признает Байдена победителем выборов, и уже через две недели состоится его инаугурация. Байден обещает в первые сто дней на посту аннулировать большинство решений Трампа: снова ужесточить экологические нормы, остановить строительство приграничной стены (правда, уже имеющиеся заграждения не будут снесены), начать признание нелегальных мигрантов и наладить отношения со странами НАТО и Евросоюза.
Байден будет находиться в не самых удобных для новоиспечённого президента условиях. Половина страны считает его политическим "шулером", который победил на выборах лишь благодаря махинациям с почтовым голосованием. Ему придётся работать в условиях шаткого конгресса: демократы потеряли немало мест в нижней палате, их большинство сократилось до пяти кресел. А сенат в лучшем для Байдена случае будет разделён пополам, в худшем – останется республиканским. Это означает, что у 46-го президента США не получится провести каких-либо крупных либеральных реформ, которые он обещал избирателям.
Быстрое разочарование демократов в своём новом лидере и проблемы с легитимностью станут тем якорем, что с первых дней в Белом доме потащит его администрацию на дно. Байдена продолжат преследовать скандалы с его сыном Хантером и их бизнес-связями с Китаем и Украиной. После выборов Трамп подложил медленно тикающую бомбу под президентство Байдена, объявив о проведении федерального антикоррупционного расследования в отношении будущего президента. Если для Трампа такой бомбой стал "Рашагейт", который изводил всю его администрацию три года, то для Байдена это будут скандалы со взяточничеством.
Политическая поляризация общества и уровень конфликтности продолжат нарастать. Уже сейчас мы слышим призывы к созданию "люстрационных списков" всех известных трампистов, которым могут объявить бойкот и лишить их средств к существованию. Наверняка начнётся и федеральное расследование в отношении Трампа, причём под любым предлогом, реальным или выдуманным. Америка стремительно бразилируется (или украинизируется) и уже дошла до той стадии, когда бывших президентов будут пытаться посадить в тюрьму.
Уличные столкновения и выступления антифа с BLM никуда не денутся – для них избрание Байдена стало лишь временной победой, выполнением программы-минимум. В то время как программу-максимум, о свержении всей американской системы "патриархата и бесправия", только лишь предстоит реализовать. Уже сейчас мы видим новые тактики борьбы с "капиталистами": возведение баррикад в либеральных мегаполисах для того, чтобы "освобождать" целые городские районы от местных властей и полиции.
Но у Америки остаются надежды на скорое начало программы массовой вакцинации населения. Она может свести на нет вторую волну эпидемии и начать выводить экономику из затяжного кризиса. За время карантинов и локдаунов в США разорилось каждое третье заведение малого бизнеса. Сотни тысяч беженцев покинули наиболее пострадавшие от пандемии штаты – вроде Нью-Йорка и Калифорнии. Уровень безработицы остаётся на высоком уровне, близком к 10%, а теперь ещё и вновь стала появляться инфляция. Бесконтрольная эмиссия денег и заливание кризисной экономики деньгами начали давать свои плоды. Стагнация вместе с инфляцией делают любую рецессию особенно болезненной, этот урок американцы хорошо выучили в 70-х годах.
Администрация Байдена попытается добиться восстановительного роста экономики, чтобы несколько смягчить политические противоречия. Но вряд ли это у них получится – ведь, например, в первые годы Трампа экономические успехи не повлияли на то, что поляризация общества продолжила усугубляться. Либеральная пресса пишет о том, что 2021 год должен стать "временем залечивать раны" – мол, давайте все забудем про скандалы на выборах или обвинения в коррупции в отношении Байденов и будем жить дальше.
Проблема лишь в том, что половина страны с этим не согласна. И не зря отдельные штаты вновь заговорили о возможности сецессии – они просто не признают Байдена своим президентом. Любые его решения будут видеться нелегитимными и зачастую даже игнорироваться местными властями в половине штатов, поддержавших Трампа. Америка всё больше напоминает тот "разделённый дом", каким её называл Авраам Линкольн в самый канун гражданской войны.