Министр иностранных дел России Сергей Лавров в своей статье для газеты "Коммерсант" и журнала "Россия в глобальной политике" раскритиковал публичную позицию США, противоречащую договоренностям, достигнутым на саммите лидеров двух стран в Женеве.
Дипломат напомнил, что Владимир Путин и Джо Байден на встрече 16 июня констатировали недопустимость ядерной войны и условились начать предметный диалог о стратегической стабильности, а также достигли понимания по целесообразности консультаций по вопросам кибербезопасности, деятельности дипмиссий, судьбе отбывающих наказание граждан обеих стран, а также по проблеме региональных конфликтов. При этом Путин четко обозначит Байдену, что результат на каждом из направлений возможен лишь с помощью нахождения "обоюдоприемлемого баланса интересов" строго на паритетных началах, и у американской стороны не было возражений в ходе переговоров, подчеркнул Лавров.
Однако практически сразу по их завершении официальные американские лица, включая участников женевской встречи, стали напористо обозначать прежние установки: мол, мы Москве "указали, четко предупредили, обозначили требования". Причем все эти "предупреждения" стали сопровождаться угрозами: если Москва "в течение нескольких месяцев" не примет изложенные ей в Женеве "правила игры", то будет подвержена новому давлению.
Теперь, по словам Лаврова, непонятно, как будут проходить консультации по ключевым вопросам, о которых шла речь на встрече двух лидеров.
"И все же мгновенно озвученная по итогам переговоров прежняя заскорузлая позиция Вашингтона весьма показательна, тем более что европейские столицы, уловив настроения "большого брата", сразу стали ей активно и с удовольствием подпевать. Суть высказываний: готовы нормализовать отношения с Москвой, но сначала она должна изменить свое поведение", — пишет Лавров.
Министр полагает, что позиция европейских стран по России была выработана еще до российско-американского саммита, в частности во время разговора Байдена с председателем Евросовета Шарлем Мишелем и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, а также на саммитах G7 в Корнуолле и НАТО в Брюсселе, которые состоялись за пару дней до женевской встречи.