Многие западные компании продолжили работать в России даже после того, как они анонсировали свой выход с российского рынка после начала СВО. Теперь же они вовсе не хотят расставаться со своими активами за бесценок и добровольно отдавать рынок конкурентам, которые уходить не собираются, пишет Financial Times и указывает на то, что настроения в целом изменились.
Как рассказал газете один из руководителей, работающий с западными компаниями в России, в феврале 2022 года многие европейские компании оказались "между молотом и наковальней".
"Они сказали, что уйдут. Им был предоставлен выбор покупателей, который был для них неприемлем", - отметил собеседник издания.
Его коллега из другой компании подчеркивает, что сейчас настроения западных компаний "заметно изменились": если в начале 2022 года они видели в уходе с рынка "моральный императив", то теперь оценки стали более прагматичными.
"Нынешняя волна — это скорее вопрос о том, действительно ли вам нужно уходить? Вы хотите уйти? Некоторые из этих компаний построили по четыре-пять заводов за 30 лет. Они не собираются продавать это с 90-процентной скидкой", - объясняет источник.
В качестве примера издание приводит косметическую Avon Products, которая принадлежит бразильской Natura и базируется в Лондоне, французского производителя промышленных газов Air Liquide и британского производителя бытовой химии и средств гигиены Reckitt. Все они объявили об уходе, но продолжили работать в РФ — FT объясняет это восстановлением потребительской активности и одновременным усилением "бюрократических препонов". Так, для ухода с рынка компании из недружественных стран должны сделать 50-процентную скидку на активы и заплатить 15-процентный "налог на выезд". При этом местных покупателей находить все сложнее: многие из них уже находятся под санкциями, кроме того, они должны быть приемлемы как для продавца, так и для регулирующих органов.
Член правления британской корпорации Unilever Нельсон Пельтц сообщил газете, что в этом году лично отговаривал руководство компании от ухода из России.
"Если мы уйдем из России, они заберут наши бренды себе. Я не думаю, что это выгодная сделка, - сказал топ-менеджер и указал на конкурентов, таких как Procter&Gamble и Colgate-Palmolive, которые решили не покидать российский рынок. - Какого черта мы должны это делать?"
В июле прошлого года гендиректор Unilever Хейн Шумахер объявил, что компания решила продолжить работу в России в ограниченном виде, чтобы ее не национализировали.