В 2015 году иностранные IT-компании обязали хранить данные российских пользователей на территории РФ. Роскомнадзор инициировал административное производство в отношении Facebook* и Twitter, их оштрафовали на 3 тысячи рублей, однако требования компании так и не выполнили. В конце 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводит многомиллионные штрафы. Как изменится ситуация и чем грозит иностранным IT-компаниям несоблюдение требований российского законодательства?
В января 2019 года Роскомнадзор инициировал административное производство в отношении Facebook* и Twitter. Их оштрафовали на 3 тысяч рублей и предписали локализовать базы данных российских пользователей в России в течение девяти месяцев. Twitter сначала попыталась оспорить взыскание, но в конце концов оплатил первый штраф. При этом Facebook вообще никак не отреагировала на ситуацию.
В июле прошлого года Роскомнадзор предъявил обвинения Google, поскольку компания проигнорировала обращение ведомства с требованием изъять из результатов поиска запрещенные на территории РФ сайты. В результате Google был оштрафован на 700 тысяч рублей. Причем ранее компания выплатила 500 тысяч рублей за неприсоединение к Федеральной государственной информационной системе, которая содержит перечень запрещенных сайтов. Google также начал фильтровать поиск - сейчас компания удаляет 70% ссылок, попавших в реестр.
В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводит многомиллионные штрафы для компаний за отказ перенести данные российских пользователей на территорию России. В феврале 2020 суд оштрафовал компании Facebook* и Twitter на 4 млн рублей. Обе компании добровольно наложенный судом штраф не выплатили.
"После того как судебный акт вступает в законную силу, есть два варианта: либо добровольное исполнение, когда компания сама оплачивает штрафы, либо принудительное – когда исполнением акта занимается служба судебных приставов. Но принудительное исполнение возможно только в том случае, если у компании на территории России есть представительство. Если говорить о Facebook* или Twitter, то они не представлены в России. Соответственно, процесс принудительного исполнения ими судебных актов затруднен. Приставы физически не могут наложить арест на какое-либо имущество, денежные средства или счета этих компаний. В таком случае Роскомндазор может рассмотреть возможность работы в международном поле. При содействии МИДа можно заключать соглашения с регуляторами других стран по аналогии с сотрудничеством в налоговой сфере", - объяснил председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Александр Журавлев.
Кроме того, в январе 2020 года в России из-за массовых рассылок о минировании объектов на территории страны заблокировали почтовые сервисы Protonmail и Startmail. Санкции коснулись Guerrillamail.com, Cock.li и Tutanota.com, с которых также осуществлялась ложная рассылка. Позже сервис Protonmail удалил аккаунты, с которых рассылались фейковые письма, и вновь стал доступен в России.
Один из самых громких случаев блокировки произошел с LinkedIn. Он же стал первым случаем применения санкций одной из крупнейших соцсетей на территории России. В ноябре 2016 года ресурс заблокировали из-за "неготовности компании устранить нарушения российского законодательства". Впоследствии руководство LinkedIn заявило о намерении вернуться в РФ и сотрудничать для этого с властями страны.
Большинство иностранных ИТ-компаний (Apple, Samsung, SAP и другие) справилось с локализацией данных россиян. В связи с этим становится удивительно, почему такие компании, как Facebook* и Twitter, не торопятся выполнять требования российского законодательства.
Как заметил генеральный директор "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов, американского IT-гиганта в Евросоюзе наказывают за нарушение антимонопольных законов или прав пользователей, и эти штрафы доходят до нескольких миллиардов долларов.
Он также подчеркнул, что мировой опыт доказывает, что соцсеть договариваться ни с кем не желает. "Ведет себя, как шериф с американскими индейцами. Facebook* считает американскую мораль и правила относительно контента всепланетными", - сетует Ашманов.
"У нас Facebook* и Google если и штрафуют, то на ничтожные суммы, которые эти компании могут платить, условно говоря, раз в секунду. 500 тысяч рублей вместо 5 млрд долларов, разница – на несколько порядков. Наиболее правильным, на мой взгляд, был бы гибридный метод: предупреждаем, потом штрафуем, если не выплатил штраф – еще раз штрафуем. Затем начисляем пени, а потом блокируем до окончания судебного разбирательства. Сначала блокируем в обучающем порядке, скажем на неделю, если не понимают необходимости выполнения законодательства, блокируем навсегда", – предлагает эксперт.
Блокировка работы сервиса в России не является самоцелью и считается самой крайней мерой, поскольку влечет за собой издержки в первую очередь для пользователей. Поэтому государство вынуждено продумывать иные способы понуждения к исполнению законодательства.
"Что касается возможного увеличения штрафных санкций – их можно увеличить. Но параллельно нужно совершенствовать российское законодательство для выработки новых механизмов воздействия на ИТ-компании типа Facebook* и Twitter, которые не хотят соблюдать законы нашей страны. Если просто увеличить штрафы, то они точно так же не будут оплачиваться. В плане санкций можно, конечно, и заблокировать условные Facebook и Twitter. Но, на мой взгляд, это не очень эффективно. Нужно действовать точечно. Это требует времени и проработки, но необходимо двигаться в этом направлении", - отметил Журавлев.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ