Статьи

Короткое дыхание: почему митинги против реновации собрали так мало людей

Короткое дыхание: почему митинги против реновации собрали так мало людей

27-28 мая в Москве прошли два согласованных митинга против реновации, которые организовали оппозиционные партии и движения. О едином шествии они договориться не смогли, хотя требовали изначально одного и того же - отменить законопроект о сносе пятиэтажек. Недовольным гражданам пришлось делиться и выбирать, под чьими же флагами выйти. Возможно, это их и испугало: на этот раз пришедших было в разы меньше, чем на самом первом митинге. В субботу на Суворовскую площадь вышли около тысячи человек, в воскресенье на улицу Вавилова - несколько тысяч. Дмитрий Лекух объясняет, почему митинги не привлекли внимания москвичей.

Если в первых "многомиллионных" митингах против реновации, которые проходили не так давно в столице нашей Родины городе-герое Москве, принимала участие аудитория, схожая с плохеньким футбольным матчем (на внезапное празднование чемпионства столичного "Спартака", незапланированно состоявшееся после поражения "Зенита", народу вышло немного побольше), то "массовые протестные мероприятия", состоявшиеся уже в эти выходные, проиграли вчистую и с откровенно разгромным счетом даже московским велосипедистам.

Я, кстати, не шучу.

В "грандиозном протестном шествии" против варварской градостроительной политики властей (согласованном, кстати, с теми же самими властями и оттого, безусловно, безопасном) по улице Вавилова принимали участие аж целых три-четыре тысячи неравнодушных сограждан. А велопарад на Садовом кольце в Москве собрал уже порядка сорока тысяч человек только участников, не считая обязательных в таких случаях болельщиков и зевак. Это, как сообщает Департамент транспорта Москвы, рекордный показатель за все время проведения таких мероприятий в российской столице.

Ну, а субботнюю акцию на Суворовской площади почтили своим вниманием еще меньше протестующих: что-то около тысячи "рассерженных горожан". Бесспорно, крайней озабоченных, как сказал один из организаторов акции Никита Исаев, "вопросами реновации, точечной застройки, платных парковок и расходования бюджетных средств". При этом, если судить по картинке, субботняя тысяча плавно влилась в воскресные три тысячи.

И ведь нельзя сказать, что москвичей не заботят поставленные митингующими вопросы. Еще как заботят. Шутки ли: согласно планам столичных властей, в результате реализации программы реновации в новое жилье в Москве смогут переехать около полумиллиона человек.

А это не только новое комфортное жилье и новые рабочие руки для экономики города, но и очень и очень много новой головной боли. Дороги, развязки, новые школы, магазины, детские сады. И все это требует разговоров, согласований с жильцами, учета их пожеланий. В каждом случае весьма и весьма конкретных. В привязке, так сказать, к месту и времени, а иначе ничего не решишь.

Вот только не решишь эти конкретные, отнюдь "не типовые" вопросы на митингах, и москвичи это прекрасно понимают. На митинге можно только потребовать чьей-нибудь отставки, утвердить разгромную и абсолютно беспредметную резолюцию. Но уж компания что-то как-то слишком нехороша.

Тут все просто.

Москвичи вообще люди довольно логичные, и если они понимают, что вопросы с реновацией сугубо индивидуальные и оттого в митинговой стихии не решаемые, то неужели этого не понимают "организаторы"? И если не понимают, то идиоты. А вот если понимают, то что они там такое недоброе задумали и с какой, простите, целью зовут? И ведь не надоело еще. Поэтому, собственно, и не пошли. Ну, за исключением сплоченных, пусть и разнообразных, групп "профессиональных протестующих". А остальным-то зачем?

И вовсе не потому, что была какая-то "рассогласованность" у разных групп организаторов, протестующих оказалось так неприлично мало. "Организаторами" заранее прогнозировалась и просчитывалась такая небольшая по масштабам явка, им и было так важно хоть какой-то кусок кости отгрызть и в зубах спонсорам отнести, иначе ведь совсем засмеют. Программы-то у "раскольников", в принципе, почти абсолютно одинаковые: взвейся-развейся, долой, "коррупция и погром".

Спонсоры "протеста" разные.

А отчитываться-то все равно придется. Так хоть можно и "свою аудиторию" показать, и конкурентов "в расколе" обвинить: мол, у нас, у демократов, всегда так. Не обессудьте. Это даже уже на птичьем политтехнологическом сленге и свое наименование имеет: "приватизация протестных настроений". Жизненно необходимая для капитализации политтехнологических структур. Привычное для вас, граждане "спонсоры", шапито: а других писателей у нас, извините, не предусмотрено.

Но вот причина столь неприлично низкой явки на митинги по реально социально-значимому поводу, все-таки, думается, не в этом.

Заявленная цель должна совпадать с подлинной, иначе участник любого мероприятия любой направленности начинает соображать, что, возможно, его просто хотят поиметь. А уж если заявленная цель технически не решаема за счет предлагаемых форматов мероприятий, то поиметь желают наверняка.

У москвичей старшего возраста на это условный, выработанный, а у молодежи уже и безусловный, дарованный при рождении рефлекс. И им оттого еще и очень обидно: почему эти замечательные люди со светлыми организационными лицами отчего-то считают рядовых москвичей чем-то глупее себя. И отчего эти самые организаторы сами в пятиэтажках-то не живут.

Но это уже так, частности.

Потому как в реальной дискуссии о реновации москвичи, насколько это видно по опросам общественного мнения, участвовать все же намерены.

И простой она для столичных властей явно не станет.

А вот организаторам протестных мероприятий прям-таки хочется посоветовать: когда в следующий раз будете организовывать какой-нибудь "альтернативный велопарад", не путайте его с гей-парадом, пожалуйста. А то ведь и туда не придут.