Общество

Эндшпиль Европа: как территория может потерять себя во всех смыслах

Эндшпиль Европа: как территория может потерять себя во всех смыслах
Эндшпиль Европа: как территория может потерять себя во всех смыслах

За тридцать лет после Маастрихтского договора Европа потеряла себя как политически, так культурно и экономически. За это время, т. е. за период господства Америки в Европе, не наступило ни европейского единства, ни конфедеративного партнерства и безопасности с Россией. И эта политика завела Европу в тупик.

На русском языке в издательстве Fortis Press вышла нашумевшая в Германии книга Ульрике Геро и Хауке Ритц "Эндшпиль Европа. Почему потерпел неудачу политический проект Европа и как начать снова о нем мечтать".

После выхода книги, на обоих авторов обрушилась волна критики за симпатию к России. То есть, культура дискуссии - величайшее достижение европейской цивильности, оказалась полностью утрачена. Сократовское "так ли это?", непрерывное критическое вопрошание так же ушло в прошлое, как и постулированная Гансом-Георгом Гадамером предпосылка для любой дискуссии, а именно принятие в качестве отправной точки того, что другой по большей части или, по крайней мере, в каком-то отношении прав, – в данном случае Россия.

Авторы книги Ульрике Геро и Хауке Ритц
Авторы книги "Эндшпиль Европа" Ульрике Геро и Хауке Ритц

Идея "единой и свободной Европы" угасла на рубеже тысячелетий так же быстро, как была провозглашена десятью годами ранее. И сегодня ЕС уже не может обеспечить даже свои самые базовые интересы (энергетическую и продовольственную безопасность), несмотря на имеющийся внутренний рынок и евро. Европа словно катапультируется обратно в ХХ век. Но на этот раза без плана Маршалла, зато с подпиской на "целевые 2%" для НАТО (обязательство всех государств ЕС постоянно инвестировать 2% своего бюджета в пользу НАТО). По сути, это конец независимой европейской политики безопасности и обороны.

Европа сегодня

Жесткая экономия и социальный кризис, раскол на Север и Юг, кризис беженцев и подъем популистских движений. С Brexit началась лихорадка "выходов": "австрексит" (Öxit), "ита-лексит" (Italexit), "полексит" (Polexit), "фрексит" (Frexit). Западная модель цивилизации демонстрирует всё больше недостатков: истощенные общества, социальные волнения, популизм и национализм, проявляющиеся и на Западе авторитарные черты, обнищание и рефеодализация, ограничение плюрализма мнений, культурный регресс.

Годы между банковским кризисом 2010-го и Евромайданом 2014-го можно охарактеризовать как момент, когда был нанесен смертельный удар обоим европейским проектам – политическому союзу и кооперативному мирному порядку. ЕС не смог утвердить себя ни в отношении своих внутренних дел, завязнув в институциональных реформах, в социальных потрясениях после банковского кризиса и вызванного им популизма, охватившего всю Европу, ни в отношении своего внешнеполитического суверенитета.

Вспомнить историю

Авторы "Эндшпиль Европа" предлагают вспомнить, что своим воссоединением Германия обязана в первую очередь Советскому Союзу. Из всех четырех держав-победительниц именно Советский Союз в 1989 году постоянно заговаривал о возможности воссоединении Германии.

И вот Германия, которой Россия, несмотря на былые зверства СС и вермахта, подарила ее единство, уже в 2014 году, не нашла ничего лучшего, нежели ответить на тот подарок немецкого воссоединения разделом русского культурного пространства.

С начала проведения СВО необузданная русофобия прокатилась по европейскому континенту, что значительно отдалило Европу от ее сущностного ядра – отрицания национализма. Внезапно против русских были предприняты действия, которые, будь они совершены против других национальных меньшинств, были бы однозначно вписаны под критерии расизма. Западноевропейские общества, которые еще недавно клялись на своих знаменах никогда не поддаваться дискриминации по религиозному или этническому признаку, вдруг ударились именно в такую дискриминацию.

В 1989 году Европа после двух войн стремилась к мирному порядку, США же – к глобальному господству. Насколько по-разному интерпретировалось "падение стены" в США и Европе показывает ставшая знаменитой статья американского политолога Чарльз Краутхаммера "Однополярный момент", в которой он пишет, что в обозримом будущем США предстоит быть единственной властью на всей планете. А всем остальным государствам не остается ничего иного, как признать притязание США на лидерство.

"Эндшпиль Европа. Почему потерпел неудачу политический проект Европа и как начать снова о нем мечтать"
"Эндшпиль Европа. Почему потерпел неудачу политический проект Европа и как начать снова о нем мечтать"

В феврале 1992 г. Пол Вулфовиц (государственный секретарь по политическим вопросам в Пентагоне), в проекте "Руководство по оборонному планированию на 1994-1999 гг." прописывает новое определение американской внешней политики: "Наша главная задача состоит в предотвращении повторного появления нового соперника будь то на территории бывшего Советского Союза, либо где-либо еще, который явит угрозу такого же порядка, как та, которой ранее являлся Советский Союз".

То есть, пока Европа и Москва работали над договорной основой Маастрихтского договора о политическом союзе (1992) и ДОВСЕ (1991), договора о кооперативной архитектуре безопасности, США готовились к новой войне.

В книге Збигнева Бжезинского "Великая шахматная доска: Господство Америки и его геостратегические императивы" (1997 год) глава, посвященная России, носит пренебрежительное название "Черная дыра". Фактически он отказывает России в праве на собственные интересы, утверждая, что по вопросам безопасности она должна подчиняться НАТО, а по экономическим вопросам – Международному валютному фонду и Всемирному банку. В одном месте Бжезинский даже предлагает разделить Россию на три или четыре части.

Спланированная война против России

Авторы, ссылаясь на источники, говорят о давно готовившейся проксивойне, где целью является укрепление американского превосходства в Европе. Стратегия понятная: отрезать Европу от ее экономических артерий на Востоке. Детальный анализ многочисленных военных активностей, которые десятки стран НАТО (особенно Великобритания, США и Канада) развернули в Украине с 2014 года, ясно показывает, что США готовились к войне против России (но как обычно "чужими руками").

Американский геостратег Джордж Фридман в 2015 году перед Чикагским советом по глобальным делам сказал, что цель США – отделить Россию от Европы посредством нового "санитарного кордона". Идеальной линией обреза России от Европы представлялась линия от Санкт-Петербурга до Ростова. То есть, отделение России от Европы планировалось США, как минимум, с 2015 года.

Авторы книги «Эндшпиль Европа» объясняют, почему произошла проксивойна Запада против России.
Авторы книги "Эндшпиль Европа" объясняют, почему произошла проксивойна Запада против России.

Уже в июне 2020 года Украина стала шестым натовским "партнером с расширенными возможностями" и получила такой же ранг по отношению к НАТО, как, например, Австралия. В течение 2021 года Украина провела целый ряд совместных учений с солдатами стран НАТО. А осенью Верховная рада поддержала законопроект "О допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2022 году".

Культура имеет значение

В культурном плане не так уж многое связывает Запад через Атлантику. Хотя культура — это основание любых отношений. Европа – это Просвещение и изобретение республики от Платона до Канта. Это – Пазолини (а не Голливуд). Европа — это континент классической музыки, земля романских церквей и соборов. Европа – это Леонардо да Винчи и Пикассо, Вольтер и Роза Люксембург. Любой, кто вырос в Европе, впитал ее единство в разнообразии и наслаждается этим "европейским Вавилоном", который не имеет ничего общего с унифицированной (не)культурой Starbucks, ныне затянувшей США, как плесень. Всякий, кто находится в Киеве, Петербурге или Москве, знает, что он – в Европе, потому что нет Европы без Достоевского, Большого театра или Чехова.

В последние полвека европейская культура по большей части интерпретируется США. В настоящее время только Россия обладает потенциалом поставить под вопрос американскую интерпретацию европейской культуры. Складывающийся таким образом интеллектуальный и культурный потенциал России создает сопоставимость, которую США, возможно, опасаются даже больше, чем российского ядерного оружия.

Что ждет Европу?

Авторы "Эндшпиль Европа" считают, что война на Украине может стать историческим пусковым механизмом для действительного переосмысления Европы заново. Европейский момент в XXI веке состоял бы именно в этом: заключение мирного соглашения по Украине, сопряженное с основанием Европейского государства и созданием совместного федеративного мирного порядка с Россией. Вместо того, чтобы бороться за национально объединенную Украину или поставлять оружие, Европа, наконец, превозмогла бы зацикленность на культурно однородном национальном государстве, потому что именно к этому она и стремилась после 1945 года.