За последние 5 лет на киноэкранах регулярно появлялись менее двух десятков российских актеров. Сейчас в фаворитах Александр Петров, до него была "эра" Данилы Козловского, а еще раньше ходила шутка про вездесущего Сергея Безрукова, который может сыграть кого угодно. Кажется, что в России дефицит талантливых актеров. Иван Афанасьев разбирался, почему в кино снимают одних и тех же и где можно увидеть новые лица.
Недавно я писал про 10 лучших российских фильмов 2019 года, которые достойны внимания и отображают, скажем так, среднюю температуру по палате в отечественном кино. Симптоматично, что в трех из них так или иначе засветились два "молодых царя" русского кино (расположены по старшинству): Александр I (Петров) и Александр II (Кузнецов). Сейчас на горизонте отечественного небосклона появляются новые звезды: 2020-й торжественно объявляем (загодя) годом сербского красавца Милоша Биковича, лица самого кассового российского фильма "Холоп". Готовьтесь видеть его на всех билбордах, по всем федеральным телеканалам и на обложках самых модных журналов.
Вот примерная статистика, какие актеры за последние 5 лет чаще всего мелькали на наших киноэкранах (для наглядности беру только 50 самых оцениваемых, а значит популярных фильмов с сайта "КиноПоиск", наиболее распространенного у россиян киноресурса):
2019 год: Александр Кузнецов (5 фильмов), Роман Курцын (5 фильмов) Александр Петров (5 фильмов), Милош Бикович (3 фильма);
2018 год: Александр Кузнецов (5 фильмов), Ирина Горбачева (5 фильмов), Александр Петров (4 фильма), Данила Козловский (3 фильма);
2017 год: Александр Петров (4 фильма), Евгений Миронов (3 фильма);
2016 год: Данила Козловский (4 фильма), Александр Паль (4 фильма), Петр Федоров (3 фильма);
2015 год: Андрей Мерзликин (5 фильмов), Петр Федоров (4 фильма), Александра Бортич (4 фильма), Евгений Цыганов (3 фильма), Дмитрий Нагиев (3 фильма).
Мне кажется, очень показательный список. Я бы еще добавил все-таки роль Козловского в "Матильде" 2017 года, которая смотрится как не пришей Даниле хвост, но при этом она нужна, чтобы он там был. Все эти, безусловно, талантливые люди — авангард современной актерской школы российского кино. Если сложить их всех вместе, то выяснится, что чаще всего за последние 5 лет (а это, на секундочку, около 260 прокатных недель) на экране регулярно мелькали… менее двух десятков актеров-звезд. Которые еще и каждый год меняются, занимая рубежи, откуда их предшественников сместили находчивые продюсеры, знающие толк в поставке красивых лиц на наши экраны.
Возникает резонный вопрос: а что, в российском кино так мало хороших актеров? На него есть резонный ответ: не мало, их просто не снимают. Или снимают, но редко. Более того, сейчас обстановка гораздо лучше, чем лет 10, а то и 20 назад. Российские кинопроизводители долгое время не то что "звезд" — кино пытались нащупать. В период восстановления после едва не угробившего отечественную индустрию кризиса 90-х (да, в кино они тоже были весьма лихие) в начале XXI века фильмы в России выходили, но банально не было ни денег, ни кадров, ни рекламы, ни, что уж там греха таить, интереса к отечественному кинематографу, чтобы пытаться его всерьез реанимировать. Если просто пробежаться по закоулкам памяти и восстановить хотя бы примерную картину того, что происходило в российской киноиндустрии 2000-х, с ходу придет в голову с пару десятков знаковых и более-менее популярных картин за десяток лет. "Брат-2", "9-я рота", "Жмурки", "Ночной дозор", "Бумер", "Турецкий Гамбит", "Стиляги", "Груз 200".
Как обычно бывает: вспомнишь голливудский фильм — и сразу с ним ассоциируются актеры, которые в нем играли: "Титаник" — Леонардо Ди Каприо, "Форрест Гамп" — Том Хэнкс, "Крестный отец" — Марлон Брандо и Аль Пачино. Вспомните, кто играл главные роли в "Стилягах": Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев. А теперь вспомните хотя бы один действительно хитовый фильм с ними за последнее время. И ведь нельзя сказать, что они совсем уж не на слуху: чудесные Шагин с Матвеевым снялись в дорогостоящей пропаганде "Союз спасения". Пройдет лет пять — этот фильм выветрится у вас из памяти, как табачный дым в офисной курилке на этаже. Акиньшина вроде бы тоже прекрасная, и даже засветилась в одном кадре с Мэттом Дэймоном в "Превосходстве Борна", а еще сыграла в нашем (непрошеном) комедийном ответе "Мстителям" — фильме "СуперБобровы" (и его еще более непрошеном сиквеле). И что, вы покажете эти фильмы своим детям (внукам, правнукам)?
К чему я веду: "звездная" культура в нашей стране только начинает взращиваться. Пять лет, отмеченные экранной гегемонией Александра Петрова, Данилы Козловского и Петра Федорова, — совсем небольшой срок в рамках 125-летней истории существования кинематографа. Перемены в нашем кино (как и в России в целом) носят неспешный характер: уж такой, наверное, у русских уклад по жизни. Вспомните, как молниеносно стал звездой 24-летний Тимоти Шаламе в Штатах: первый заметный фильм с ним, "Интерстеллар", вышел в 2014 году, когда он еще был подростком. У нас только заискрилась карьера выдающегося молодого (а тогда просто юного) Семена Трескунова, пришедшая к нему после "Хорошего мальчика", лауреата "Кинотавра", и за два-три года по(д)гасла, когда парень вышел из образа милого трогательного мальчика. Теперь он уже серьезный актер, который снимается в блокбастерах про войну и даже может позволить себе рискнуть взять роль в фильме Сарика Андреасяна. Вышел из образа, так сказать, а значит уже не столь котируется продюсерами в своем старом амплуа.
А главное: поставьте рядом "Интерстеллар", который входит во всевозможные топы кино, и "Хорошего мальчика", о котором вы, возможно, даже никогда не слышали, хотя там, кроме Трескунова, засветились Константин Хабенский и Михаил Ефремов. Согласитесь, сравнение не в пользу последнего. И не потому, что Оксана Карас сняла плохой или не выдающийся фильм. Прекрасное, светлое, очень доброе кино, побольше бы такого. Но оно банально не дошло до более чем половины своих потенциальных зрителей. Потому что в России вечная проблема с деньгами: если уж кинокомпания захочет вложиться в оба проекта (а прокатчиком "Мальчика" был, кстати, не абы кто, а мейджор Walt Disney Pictures), то между фильмом Оксаны Карас и с Семеном Трескуновым и фильмом Кристофера Нолана с Мэттью Макконахи в главной роли выберет сами понимаете кого, чтобы влить в него максимум реального бюджета. Потому что прокатчики тоже люди, у них такие же семьи, как у нас с вами, — тех, кто требует "кого-то кроме Саши Петрова".
Они прекрасно понимают, что российское кино в данный момент, при всей возможной любви к нему, не конкурентоспособный продукт на очень жестком рынке. И вкладываются в него, если рискнут, настолько, насколько им позволят бюджеты. И если есть запрос на условного "русского Ди Каприо" — окей, вот сто миллионов денег на рекламу. Восемьдесят вкладываются в картину с реальным Ди Каприо, который принесет компании уже восемьсот миллионов. Двадцать (если бы!) — в русский аналог Лео, и это уже, так сказать, эксперимент — посмотреть, взлетит или нет. А если поднимется до (или выше) ожиданий — отлично, тут уже можно и посерьезнее поднажать и в следующий раз из заработанных с зарубежного релиза денег выделить на рекламу чуть побольше. Нарастить, так сказать, народный "сарафан" (пиар посредством естественной передачи отзывов о фильме из уст в уста).
Вот так это и работает. Для маленьких компаний вопрос вложений в отечественное кино крайне острый: денег мало, и заработать еще меньше на фильмах с малоизвестными актерами (а известных независимые прокатчики позволить себе обычно не могут) — так себе перспектива, лучше вообще не связываться. Более того, даже медийное лицо не является гарантом, что проект не провалится в тартарары. Слышали про фильм "Лавстори" с Александром Петровым? Неудивительно, что нет: его видела, кажется, только группа людей на кинофестивале "Окно в Европу" в Выборге, после чего он улетел в производственный и юридический ад, из которого, кажется, так никогда до зрительских экранов и не доберется. А слышали про "Затмение" с ним же от уже ставшей притчей во языцех компании Kinodanz, пытавшейся отсудить миллион рублей у популярного видеоблогера Евгения Баженова? Нет, не слышали. Потому что никто не рискнул браться за злокачественную фантастическую поделку в духе "Сумерек", пусть даже при наличии ныне популярнейшего актера.
Потому что деньги. Пока Саша Петров всем не надоел, продюсеры, которые либо тоже люди, либо просто хотят отдыхать в пятизвездочных отелях на сказочном Бали, будут стараться пропихнуть его в каждый проект, куда получится. Пока не выжмут из талантливого (на самом-то деле) парня все актерские соки и деньги. Рассчитывать на поддержку государства и браться за спорные с точки зрения продаж проекты, пусть даже несущие в себе несомненную ценность, не только глупо, но и опасно. Так работает современная российская киноэкономика — и так работают коммерческие шестерни Голливуда, откуда у нас позаимствовали продюсерскую систему дистрибуции контента. И она, кстати, совершенно не идет нашему кино: у нас недостаточно топлива для разгона этой колченогой машины, недостаточно места для разгона, слишком мало воздуха для полета мысли. В Америке кино не боится высказываться на спорные темы: отсюда берутся фильмы наподобие "В центре внимания", покушающиеся на святая святых american dream — католицизм. Попробуйте представить у нас в стране фильм о растлении малолетних православными священниками? Или про расследование убийства гея на Курском вокзале, замятое в силу гомофобии правоохранительных органов?
Поэтому проще схватиться за самую надежную спасательную соломинку: за красоту, доведенную до абсурда маркетологами. Проще снять многомиллионный исторический блокбастер с вензелями на кружечках либо с флагом над Рейхстагом: у нас ведь, кроме прошлого, больше ничего как будто бы и нет. А в настоящем — мотивирующие, удобные каждому истории вроде фильма "Лед-2", которые не призывают ни о чем задуматься. А гарантом, бронебойным патроном, который поразит в сердце всех и каждого, будет лицо народного любимчика, который прекрасно понимает, что в данный момент российское кино — это болото, в котором никто не хочет барахтаться, пускай и, как в сказке про двух лягушек в горшочке с молоком, его можно взбить будто бы в масло — и получится устойчивый такой островок уверенной и успешной карьеры. Так что если вы хотите увидеть других актеров, кроме Саши Петрова (который, должно быть, и сам порой не рад амплуа "главного русского актера райт нау"), — залезьте чуть дальше кинотеатра в ближайшем ТЦ, поищите альтернативы "Танкам", "Т-34", "Дорогам на Берлин" и прочим порождениям российского милитари-прома.
И вы откроете для себя массу интереснейших лицедеев: абсолютно голливудский Антон Пампушный, восходящая звезда Юра Борисов (который имеет все шансы и риски стать новым Петровым/Кузнецовым), недюжинной актерской гибкости Алексей Филимонов, шикарный Евгений Ткачук… Или, если угодно: необычайная Варвара Шмыкова, талантливейшая и незаезженная Надежда Горелова, удивительная Евгения Брик и чудом не ставшая (пока что) звездой Ирина Старшенбаум. И это я перечислил лишь немного молодых актеров, а сколько их уже в возрасте, о которых вы, возможно, и не слышали ни разу, но видели их в тени более успешных и востребованных коллег. Исследуйте российское кино, пробирайтесь через его дебри, не бойтесь наткнуться на что-то спорное или даже плохое, смотрите его в кинотеатрах и голосуйте рублем. Нас приучили к тому, что есть Голливуд с Брэдами Питтами и Томами Крузами, а дальше него лишь выжженная земля. Это не так: Россия богата на таланты, просто перестаньте слепо доверять рекламе и решитесь увидеть чуть больше.